Фотогалерея зданий. Архитектурная фотография

В путешествие, туристический поход, на экскурсию многие отправляются с фотокамерой. Объектом съемок при этом становятся архитектурные сооружения, памятники и другие объекты, характерные для местности или города. Однако не всегда такие снимки получаются достаточно интересными и выразительными.

Как правило, это объясняется незнанием специфики этого вида съемок, неумением правильно выбрать объектив, точку съемки. Предлагаемая статья посвящена этим вопросам. Она поможет избежать ошибок и добиться лучших результатов.

Кадры с архитектурными сооружениями , далеко не во всех случаях дают удовлетворительный результат: почти каждому приходилось получать снимки с искажением геометрических пропорций, на которых высокие здания получаются как бы падающими. Известно, что такие искажения возникают в результате наклона аппарата вверх, когда плоскость светочувствительной матрицы становится не параллельной плоскости объекта съемки, например фасаду здания.

В продаже существуют так называемые шифт-объективы , дающие возможность наклонять и перемещать оптические элементы относительно плоскости пленки и получать в результате этого снимки без перспективных искажений, но это дело дорогое. Избежать сильного наклона оптической оси объектива можно при съемке с большого расстояния или с высокой точки, однако такая возможность предоставляется крайне редко. При съемках высоких архитектурных сооружений в условиях ограниченного пространства используют широкоугольные объективы. Для того чтобы перспективные искажения при этом были минимальными , необходимо соблюдать ряд правил.


"Кривые" стены при съемке широкоугольным объективом. Как видите - углы у дома на этой фотографии - несколько не вертикальны. Это произошло из-за того, что использовался широкоугольный объектив, и точка съемки была выбрана - слишком близко к зданию.

Прежде всего, нужно попытаться удалиться от объекта съемки по возможности дальше , в результате чего наклон камеры вверх, если он все же неизбежен, будет минимальным. Строить кадр нужно так, чтобы верхняя часть сооружения приходилась под верхний обрез поля видоискателя. Не следует опасаться, что большую часть кадра будет занимать земля: снимок может быть скадрирован и все лишнее оставлено за его границами. Хотя это и связано с потерей полезной площади кадра, ухудшение окончательного изображения будет меньшим по сравнению с тем, которое неизбежно возникает в результате исправления перспективных искажений методом трансформирования.

Большое значение при съемке архитек туры имеет выбор точки съемки . Архитектурное сооружение обычно снимают не «в лоб», а под углом к нему. Это дает возможность передать на снимке протяженность здания в глубину за счет линейной перспективы и, следовательно, подчеркнуть его объем, пространство. Усилить пространственный эффект можно и путем включения в кадр элементов, расположенных по бокам основного сооружения, например деревьев, уходящей вдаль аллеи. При фотографировании архитектурных комплексов и ансамблей, состоящих из ряда сооружений, объединенных общим художественным замыслом, использовать боковую точку съемки следует с осторожностью. Широкоугольный объектив может передать на снимке второстепенные строения преувеличенно большими по сравнению с главным зданием, что приведет к искаженному представлению об ансамбле.

Снимая произведения монументальной скульптуры, нужно помнить, что такие памятники создаются в большинстве случаев для установки их в определенном месте, и поэтому не могут восприниматься с необходимой достоверностью в отрыве от окружающей среды. Это обстоятельство необходимо учитывать, выбирая точку съемки. Она не должна быть слишком высокой, как и слишком низкой, поскольку монументальная скульптура создается и устанавливается с расчетом ее обозрения с уровня глаз человека. Существенное значение имеет фон, на который проецируется сам монумент. Чтобы фон не отвлекал внимания от главного объекта, он должен быть, по возможности, нейтральным, не пестрым. Фоном можно считать деревья, ровную гладкую стену. Наименее желательны в качестве фона различные здания, особенно промышленные конструкции. Лучшим фоном в этом случае, бесспорно, является небо.

Небо является важным выразительным элементом подобных сюжетов, поэтому характеру его воспроизведения на снимках уделяют большое внимание. На фоне темного неба, например, более эффектно смотрятся белые архитектурные сооружения и памятники. Сделать небо более темным - всегда можно в Фотошопе, главное - не допустить пересвет. Весьма желательны облака, которые придают изображению воздушность, вызывают у зрителя ощущение пространства. На таких снимках следует всячески избегать абсолютно белого, пересвеченного - «бумажного» неба, поскольку это делает здания похожими на макет, и снимки утрачивают реалистичность.

Повысить выразительность снимков, оживить их помогают включенные в кадр фигуры людей, животных, поэтому пользоваться этой возможностью следует при каждом удобном случае. Желательно использовать этот прием еще и потому, что это дает возможность создать у зрителя более точное представление об истинных размерах того или иного памятника за счет масштабных сопоставлений. Люди на таких снимках должны выглядеть естественно, не позировать. В противном случае получается не снимок памятника, а фотография людей на его фоне.

Большую неприятность фотографу доставляют многочисленные провода. Уменьшить впечатление от них можно путем выбора высокой точки съемки (выше проходящих проводов), когда в кадре их оказывается минимальное количество и они не пересекают сам памятник. Иногда хороший результат можно получить, если снимать памятник вечером. В вечернем сюжете провода становятся малозаметными и не портят снимок. Иногда (правда - в очень редких случаях) бывает и так, что провода располагаются столь удачно, что скорее украшают кадр, чем мешают в нем.


Подчеркнуть объем, форму, выявить отдельные элементы сооружения лучше всего при направленном освещении. В этом случае наилучшим считается свет, падающий под углом 25-30° к плоскости фасада здания или лицевой части памятника. Поэтому лучшее время для съемок - ранние утренние или предзакатные часы (см. "золотые часы "), когда наклонные лучи низко стоящего солнца хорошо освещают вертикальные поверхности, создают на них выразительные косые тени. Контрастность освещения в такое время ниже, чем в середине дня, что также благотворно сказывается на снимках. При съемке фрагментов архитектурных сооружений, имеющих резные или лепные украшения, применяют телеобъективы со средним фокусным расстоянием, чтобы получить изображения более крупным планом. В таких случаях наиболее благоприятным является боковое освещение под малым углом. «Скользящий» свет придает особую рельефность снимкам и хорошо подчеркивает фактуру поверхности камня.

Горельеф. Мамаев Курган в Волгограде. Сфотографировано ранним утром. Фотограф: Карпин Антон ©

Хорошие результаты при съемке архитектуры можно получить зимой. Низкое положение солнца способствует съемкам в течение всего дня, а земля, покрытая снегом, хорошо подсвечивает тени, облегчая проработку на снимках таких деталей, как ниши, углубления, лепные украшения. Не менее выигрышным можно считать полу-контровое освещение , особенно при съемке памятников, сильно пострадавших от времени. Значительная часть сооружения при этом оказывается в глубокой тени, которая скрадывает и делает почти незаметными отдельные повреждения, а красивый световой рисунок, создаваемый таким освещением, подчеркивает художественные достоинства памятника. Полностью контрового, как и рассеянного, освещения в этом виде съемок стараются избегать, так как возникает опасность получения плоских, невыразительных снимков. Такое освещение пригодно только для съемок декоративных решетчатых оград, прорезного кружева элементов деревянной архитектуры, проецирующихся силуэтом на фоне неба.


Чтобы передать на снимке фактуру поверхности материала того или иного сооружения, необходимо не только правильно выбрать характер освещения и величину диафрагмы объектива, но и точно определить экспозицию. При недодержках или передержках проработка фактуры ухудшается или вообще становится невозможной. Известно, что определять экспозицию можно как по освещенности, так и по яркости объекта съемки, однако второй способ в данном случае предпочтительнее. Объясняется это тем, что освещенность вертикальных поверхностей, а именно они преобладают в подобных сюжетах, в сильной степени зависит от угла падения солнечных лучей, что не всегда можно учесть при определении экспозиции по освещенности. Общая освещенность земной поверхности, например в полдень, существенно выше, чем в утренние часы, тогда как яркость белой вертикальной стены здания может иметь максимальное значение именно утром, при более низком положении солнца, когда лучи падают почти перпендикулярно к ее поверхности. Следовательно, при малых углах падения солнечного света относительно объекта съемки экспозиция, определяемая по освещенности, может оказаться ошибочной. Подобные недоразумения могут возникать и при съемке в полу-контровом свете. В таких ситуациях экспозиция, определяемая по яркости, обеспечивает лучший результат, хотя при этом необходимо учитывать ряд особенностей.

При съемке монументальной скульптуры, сооружений в виде башен, стел не применим наиболее распространенный способ определения экспозиции по яркости - интегральный. Поскольку небо в таких сюжетах занимает значительно большую часть кадра, чем само сооружение, оно и будет при этом виде измерений проэкспонировано правильно, тогда как сам памятник может получиться силуэтом, без проработки деталей и фактуры. Поэтому рекомендуется пользоваться либо точечным экспозамером (правда, не все фотоаппараты его поддерживают), либо центрально-взвешенным, а еще лучше - ручным. Сделайте несколько кадров с разной экспозицией, и сделайте соответствующий выбор - при котором будет проэкспонировано и небо, и главный объект съемки. При этом - можно ориентироваться не только на визуальную проработку деталей, но и на гистограмму .

В больших городах в темное время суток архитектурные достопримечательности часто бывают красиво подсвечены. Это замечательный повод для того, чтобы попрактиковаться в ночной съемке !

Также, если Вас заинтересовал вопрос съемки архитектуры - рекомендую почитать немного о городском пейзаже ...

© По материалам "Советское фото".

И чуть не забыл - полезное видео о съемке архитектуры!

Рано или поздно профессиональный фотограф, или даже аматор, сталкивается с задачей съемки зданий. Это довольно специфическая область фотографии, требующая от фотографа владения техникой на уровне, который позволит преподнести во всей красе даже самое унылое сооружение. Для того чтобы подчеркнуть все необходимые ракурсы архитектуры, будь то клиника флебологии в Москве для рекламной кампании или оперный театр, необходимо ознакомиться с особенностями архитектурной фотосъемки.

Рано или поздно профессиональный фотограф, или даже аматор, сталкивается с задачей съемки зданий. Это довольно специфическая область фотографии, требующая от фотографа владения техникой на уровне, который позволит преподнести во всей красе даже самое унылое сооружение. Для того чтобы подчеркнуть все необходимые ракурсы архитектуры, будь то клиника флебологии в Москве для рекламной кампании или оперный театр, необходимо ознакомиться с особенностями архитектурной фотосъемки.

Виды архитектурной фотографии

Съемка архитектуры является огромным полем для творчества фотографа. Ее можно разделить на два вида:

  • художественная;
  • документальная.

В основе художественной фотосъемки лежит передача и создание настроения, нужных эмоций, а также умение подчеркнуть особенности города. Документальная съемка архитектуры, в свою очередь, направлена на передачу форм, размеров, внешнего вида и фактуры.

Правила съемки объектов архитектуры

Главной особенностью архитектурной фотосъемки является неподвижность объектов и их постоянное расположение. Ведь одно и то же здание можно снять по-разному в зависимости от времени года и освещения.

  1. Считается, что лучшим временем для съемки объектов архитектуры является солнечный день, когда лучи будут равномерно рассеиваться, а тени ложиться мягче. При таких условиях есть возможность четкой передачи всех необходимых деталей здания.
  2. Выбирайте для съемки утренние или вечерние часы, когда солнце будет создавать верхнее боковое освещение.
  3. Чтобы показать объем объекта, лучше использовать не фасадную, а угловую съемку.
  4. Размеры здания помогут продемонстрировать и подчеркнуть люди или автомобили, взятые в кадр.
  5. Откажитесь от съемки здания снизу вверх, если нужно показать высоту. Попробуйте найти ракурс, при котором не нужно будет поднимать камеру, иначе качество самого объекта очень пострадает.
  6. Если необходимо выделить какой-то элемент здания, можно воспользоваться эффектом черно-белой съемки.

Залог успеха архитектурной фотосъемки – подготовка. Фотографу необходимо внимательно изучить детали здания, общий вид и особенности архитектурного дизайна, правильно выбрать время и освещение, и тогда с заданием сможет справиться не только профессионал, а и аматор-

Скоро наступит лето - время отпусков и бесконечных поездок! Люди колесят по стране или по миру, и что говорить, с каждым днем города становятся больше, лучше и красивее!

Архитектура - это лицо города. А, как известно, у каждого лица своя форма, своя геометрия.

Древняя архитектура завораживает, современная - поражает! Что не здание, то шедевр!

Как правильно фотографировать архитектуру? Об этом вам расскажет Фото Идея!

Архитектура на фотографии значит очень многое: это объект фотографии, фон, дополнительный элемент.

Фотографировать часто приходиться "на фоне стены этого дома", "на фоне этого небоскреба", или "Вот тут! Очень красивое здание!". А порой смотришь на привычное здание, видишь его каждый день, а сегодня в такую погоду перед вами шедевр архитектуры!

Но фотографировать здание нужно уметь: неважно обычный это дом или храм, которому уже тысяча лет.

Существует изначально несколько принципов съемки архитектуры:

1. Классическая съемка! При постройке здания, четко соблюдается геометрия. Это классика. Никто по диагонали или под углом 37 градусов ничего строить не будет! Проследите за тем, чтобы вертикали зданий были ровными!

2. Линия горизонта. Определитесь с композицией, в голове у вас должна быть четко нарисована картина, что вы хотите показать на фотографии (разницы нет: фотографируете вы снизу или с крыши).

3. Точка съемки фотографии: Очень важно определить для себя, с какой стороны Вы собираетесь фотографировать здание и при каком освещении.

Освещение - очень важный пункт при съемке архитектуры:

Погода. Лучше всего фотографировать в облачную, пасмурную погоду. Это идеальные условия! Создается мягкое рассеянное освещение. А белые пятна облаков часто включают в композиции снимка. Фотография получится загадочная, интересная.

Снимать в мороз не стоит, хотя бы потому что мерзнет техника.

В дождь фотографировать нежелательно, однако в дождливую погоду получаются снимки с драматическим "характером". В таком случае используйте длинную выдержку.

Яркое солнце - тоже не приветствуется. Вы потеряете образ,объем, детали. В итога получится графика.

Тени. Играют двоякую роль. С одной стороны, тень показывает нам объемность всего здания, подчеркивает рельефные рисунки и декор, если таковые имеются. Однако, если тень получится слишком глубокой и будет сильно затемнять участки, на которые она попадает, то снимок потеряет весь смысл. А здание потеряет изящные детали и всю свою красоту.

Конечно, если вам нужно показать на снимке только абрис, то тени вам не понадобятся вовсе.

Время суток. Во-первых, выбор времени скажется на режиме фотоаппарата, в котором вы будете работать.

Сумерки и закат - идеальное время, если Вы хотите получить снимок "со смыслом", который будет побуждать зрителя задуматься.

Снимки, сделанные утром или днем, будут нести собой "прямой" смысл. На таких снимках главную роль будет играть сам сюжет, композиция.

Не забываем о том, что большое значение имеет то, как построено здание и когда построено. Например, современное стеклянное здание лучше фотографировать в ясную погоду, днем или с утра. А храм, который был построен в 10 веке будет лучше смотреться на закате. Христианскую церковь принято фотографировать в лучах восходящего солнца, например.

Фотографии архитектуры имеют уникальное свойство - они все разные. Даже если 10 фотографов будут снимать одно здание с одной точки, фотографии будут друг от друга отличаться. Зависит это от самого фотографа (например рост), во всем остальном - дело техники: опеределение фокуса (окно на третьем этаже или окно на последнем этаже), оптика, фильтры, используется штатив или нет и т.д.

Архитектурная фотосъёмка – задача для профессионального фотографа довольно частая. Представляет собой отдельный, довольно специфический жанр фотографии, задача которого – привлекательным для наблюдателя образом отразить красоту зданий, сооружений и строительных конструкций. Основные заказчики архитектурной съёмки – строительные предприятия, агентства недвижимости, рекламные компании.

В архитектурной фотосъёмке можно проследить две основные концепции, иногда взаимодополняющих друг друга. В первом случае, целью съёмки является документальное отражение действительности при максимальной реалистичности – точное сохранение пропорций, привязка к местности, соседним зданиям. Такая съёмка архитектуры востребована строителями при составления паспорта объекта, подготовке отчётных документов и тендерных заявок в разрешительные и контролирующие органы, властные структуры, для 3D-отрисовки и последующего моделирования. Освещение в этом случае не так важно, как грамотный выбор фотографом точки съёмки и ракурса.

Второй, более частый случай заказа архитектурной фотосъёмки называется "сделайте мне красиво". Когда задачей фотосессии является получение макимально "рекламистых" снимков, важно всё – точка съёмки, ракурс, отсутствие отвлекающих внимание наблюдателя деталей, интенсивности и характера освещения фасада зданий, цветовая температура, умеренные перспективные искажения, умение фотографа оптимально вписать сооружение в границы кадра. Решение таких задач очень редко подвласно фотографу-любителю. Художественная выразительность снимков, правильная передача пропорций и цвета, уважительное отношение к законам перспективы – нелёгкая, но интересная задача для профессионала.

На фото: жилой дом на Ярославском проспекте, фотосъёмка по заказу компании "Строительное управление" для иллюстрации отраслевого справочника "Инвестиционно-строительный комплекс Санкт-Петербурга". Особенность этой съёмки – необходимо было показать удачное расположение здания в непосредственной близости от парковой зоны, отсутствие соседних строений и оживлённых транспортных магистралей.

Отдельно хочется сказать о погоде, которая петербургских фотографов балует реже, чем хотелось бы. Конечно, нормальный специалист снимет здание почти в любую погоду на приличном техническом уровне, но для нарядных, эффектных, "продающих" картинок крайне желательно дождаться на небе солнышка:





На фото: пример архитектурной съёмки жилых домов на Яхтенной ул. для компании ЛСР -Недвижимость Северо-Запад.

Поиск удачного ракурса в архитектурной фотосъёмке не менее важен, чем сама съёмка. Верный выбор точки съёмки определяет успех или неудачу фотографа . Не менее важно желание экспериментировать, готовность потратить несколько часов на то, чтобы поймать нужное освещение и рисунок облаков:



На фото: жилой дом на ул. Крыленко, съёмка по заказу компании-застройщика. В данном случае я решил не ограничиваться видом на строение с уровня земли, а подняться на крышу противоположного дома. Время съёмки (около 17 часов) было рассчитано заранее – освещение подчёркивает красоту здания.

Архитектурная съёмка при разработке рекламной кампании играет порой решающую роль. В сфере строительства и недвижимости, где конкуренция необычайно высока, недостаточно ограничиться одним-двумя дежурными видами – заказчик и конечный потребитель хочет видеть не только фасад, но и виды двора, элементов отделки, благоустройства прилегающей территории. Важно акцентировать внимание на транспортной доступности, озеленении внутридворовой территории, наличии подъездов и автомобильных стоянок. Разумеется, фасад и двор не бывают удачно освещены одновременно – фотограф должен правильно рассчитать рабочее время, чтобы сфотографировать здание с каждой стороны в наиболее "выигрышное" время.

В качестве примера привожу архитектурную съёмку «Дома на Типанова» по заказу компании «Строительный трест № 20».

Основная сложность этой съёмки заключалась в расположении здания – длинный, состоящий из нескольких однотипных корпусов дом построен вдоль чётной, южной стороны улицы Типанова. Соответственно, наиболее выгодная с точки зрения восприятия сторона – сам фасад, бывает освещён солнцем либо в ранние часы, либо минут за тридцать до заката. Однако, теория всегда проще практики – едва осветив фасад, солнце прячется за высотные корпуса жилого комплекса на пр. Космонавтов, оставляя фотографов "с носом", а строителей – без фотографий.

Решение очевидно – изучаем точное расположение здания по сторонам света, на астрономическом сайте анализируем таблицу угла места светила для широты 60* на 14 сентября с учётом расстояния до мешающих построек и их высоты. Расчёты показали, что в нашем распоряжении порядка 25 минут – с 19-02 до 19-29 МСК. Ошибка на практике составила буквально несколько минут – в 19-05 тёплые лучи закатного солнца величественно осветили фасад дома. Менее получаса потребовалось на весь комплекс работ, включая серии кадров с использованием панорамной головки для последующего создания линейной и цилиндрической панорамы. Когда мы спустились на землю, весь фасад дома был уже в тени – солнце благополучно скрылось за высокими крышами зданий конкурентов.

Архитектурная съёмка предполагает не только виды фасадов и зданий целиком – фотографу предельно важно увидеть и запечатлеть отдельные элементы, которые пригодятся при вёрстке каталогов буклетов, оформления сайта и выставочных стендов:





Если время позволяет, архитектуру есть смысл снимать в разные часы – ночные снимки тоже бывают интересными. Даже в случае с новым домом, когда окна ещё не светятся, привлекательно могут выглядеть фонари, фары проезжающих машин, ночное или вечернее небо. Да и просто сравнить бывает любопытно:

Один из камней преткновения начинающих фотографов при фотосъёмке архитектуры – неизбежные перспективные искажения.

Многие из вас замечали, что дома на фотографиях "падают", а завалу вертикальных в реальности стен может позавидовать Пизанская башня. Суть проблемы я кратно обозначил на странице сайта "фотофиксация этапов строительства ". Если излагать предельно упрощённо, то для минимизации эффекта завала необходимо, чтобы плоскость плёнки или матрицы цифровой камеры в момент съёмки должна быть перпендикулярна горизонту. Такое на практике получается далеко не всегда (большая часть полезной площади кадра пропадает впустую, высокие строения просто не помещаются в границы кадра) и фотографу при архитектурной съёмке приходится искать обходные пути. Пути эти непросты – фотограф либо применяет специальные (и довольно недешёвые) тилт-шифт объективы (от английского shift – сдвиг, смещение) см. tilt-shift , либо занимается последующей компьютерной обработкой фотографий, исправляя перспективу в графическом редакторе.

На фото: жилые здания в Петербурге, съёмка по заказу строительных компаний. При фотосъёмке строительства показ уже возведённого дома – венец всему делу, звёздный час маркетологов и руководства, ответственный этап для фотографа. Во всех трёх случаях производилась коррекция перспективы.

Этой же фотографии вообще не может быть – мы наблюдаем изображение с обзором почти 180 градусов, весь дом с разумного расстояния (отойти дальше просто нет возможности) сфотографировать никак нельзя. Но для того и существуют профессиональные фотографы, чтобы решать задачи, неподвластные любителю – более десятка отдельно снятых кадров были использованы для создания панорамы с последующей коррекцией перспективы. Из-за высокого перепада яркостей небы, освещённого белого фасада и теневых участков применялась технология расширения динамического диапазона HDRi . Результат:


На фото: жилой дом в г. Пушкин, архитектурная фотосъёмка по заказу компании "Стройимпульс", Санкт-Петербург, 2010 г.

Фотосъёмка архитектуры зимой – отдельная интересная тема. Задача это непростая, особенно с учётом географического расположения и климата Санкт-Петербурга. Солнца в декабре на 60-й параллели можно не дождаться вообще, а редкие ясные деньки, как правило, "радуют" фотографов двадцатиградусными морозами. И если фотографа можно уговорить побегать в валенках часик вокруг дома и в минус 30, то с цифровой техникой договориться намного сложнее – официально ни одна профессиональная, а тем более, любительская камера на эксплуатацию при таком морозе не предназначена, и аккумуляторы прекращают работать почти сразу.

Решение, как и во многих других случаях, кроется в мастерстве фотографа и умении заказчика чётко ставить задачу. Техзадание на архитектурную съёмку составляется (письменно или устно) заранее, чтобы не тратить драгоценные минуты. Максимально быстро фотограф снимает объект с предварительно обозначенных точек, а уже потом, в тёплой студии правит вертикали и склеивает панорамы .

Безусловно, летний вид с этой точки представляется крайне выигрышным – зелёная трава, отражение зданий в невской воде и прочие сезонные прелести. Но заказчик, как нередко бывает, ждать полгода не собирается – архитектурную выставку переносить никто не будет. Но в данном случае с погодой повезло – скованная льдом река и чистый снег на переднем плане также смотрятся выигрышно. Архитектурная фотосъёмка – это не набор готовых решений, она требует от фотографа умения и желания экспериментировать, добиваясь результата даже в непростых погодных условиях:










С войством хорошего архитектурного фотографа считается умение обращать недостатки в достоинства. Зеркальная отражающая поверхность фасада здания, которая иногда сильно мешает, при правильном ракурсе превращается в "изюминку", отличительную особенность, позволяющую выделить сооружение из ряда десятков подобных. Фотосъёмка архитектуры нового морского вокзала Санкт-Петербурга в Гавани по заказу компании-генподрядчика, лето 2011 г.:



Фото Бруно Абарка

Архитектура - это вехи, которые история расставляет на пути своего развития. Здания и сооружения, давно ставшие фоном нашей повседневной жизни, являются самыми доступными сюжетами фотосъемки. Архитектурные стили со всеми их отличительными чертами, иллюстрирующими ушедшие эпохи, быт и жизнь прошлых лет, могут стать для фотомастера бескрайним полем для деятельности и выражения своих творческих замыслов.

Удобная цель для первых фотографов

Именно архитектура привлекала первых фотографов своей неподвижностью, фотогеничностью, пластическими объемами. Прошло немного времени с изобретения дагеротипии, а первые фотографы уже ездили в разные страны мира и снимали архитектурные достопримечательности. На заре своей истории этот жанр привлек многих талантливых людей, определивших его дальнейшее развитие.

Таким человеком был Эмерсон, который в 1892 году с другими любителями организовал «Линкид Ринг», группу преданных искусству фотографии художников. В это сообщество входил и Фредерик Г. Эванс. Его работы во многом определили развитие фотомастерства на несколько лет вперед, а современники отзывались о фотографиях Эванса как о самом изящном воспроизведении архитектуры.

Другой знаменитый фотограф начала прошлого века Чарльз Шиллер, восхищаясь четкими формами архитектурных сооружений, с мастерством настоящего художника передавал на фотопленке и поэтику фермерских построек, расположенных вокруг дома, где жил он сам, и африканские скульптуры, и величественность урбанистических пейзажей.

Ричард Пэйр

Среди фотомастеров современности особо можно выделить Ричарда Пэйра, занимающегося также выпуском книг по истории фотографии. Пэйр сделал много фотографий в России, снимая памятники русского конструктивизма в реалиях бывшего советского государства. Сам автор говорит, что на отображение такой темы его подвигли работы знаменитого советского архитектора, дизайнера и художника Татлина.

Основные аспекты

Говоря о том, каким должно быть фотографирование архитектуры, можно остановиться на нескольких ее аспектах: первый, когда фото архитектуры является самостоятельным произведением искусства, затем второе, когда архитектурное строение играет роль участника урбанистического, индустриального или иного пейзажа, выступающего в качестве декораций, и, наконец, третье, когда фотосъемка архитектурного объекта является документом или памятным фотоснимком.

Полностью удаляясь от задачи просто зафиксировать то или иное архитектурное произведение, фотограф дает волю своей фантазии. Так и рождаются снимки, где архитектура является способом передачи ощущений самого автора, его настроения и мировосприятия. Через воссоздаваемые на снимке художественные образы зданий и домов художник проникает в ту эпоху, когда здание возводилось. Фотограф, кажется, сам становится архитектором, переживает вместе со своим творением прошлое, раскрывает через него новые аспекты настоящего. От одаренности фотомастера, его образа видения мира зависит эстетическое воздействие на зрителя, возможность достигнуть резонанса со своей аудиторией. Авторские фотографии полны символизма. Подталкивая зрителя к размышлениям, эти снимки находят особенный, индивидуальный отклик в душе каждого, кто всматривается в них.

Город с его населением, постройками, скверами и парками выступает как единое целое. Архитектурные сооружения являются неотъемлемой частью нашей повседневности, они как молчаливые свидетели жизни человека органично вписываются в урбанистическую картинку и включаются фотографом в пейзажную съемку или становится участниками фотоэтюда. Для того чтобы снимок архитектурного пейзажа стал живым, фотограф может умело воспользоваться всем тем, что ему предоставляет сама реальность. Деревья вокруг фотографируемого здания создадут настроение и подчеркнут перспективу. На таких фотографиях встречаются люди, животные, что делает архитектурное строение частью человеческой жизни и очеловечивает его. Здесь все в руках самого фотомастера, который способен превратить серую реальность во что-то необыкновенное.

Практические цели

Фотография архитектуры может выступать в своем прикладном назначении: фотосъемка чертежей, строящихся объектов, архитектурных ансамблей. По сути, это чаще всего работа по заказу. Фотограф находится в жестко установленных заказчиком рамках.

Снимки в этом случае должны четко и точно передавать пропорции здания, его размеры, цветовое решение, детали отделки. Такие снимки не являются художественными произведениями, они только выгодное изображение архитектурного объекта. Подобная чисто техническая задача тоже требует от фотомастера определенных навыков и умений. Многие архитектурные ансамбли имеют статус памятников и составляют историческое наследие целой нации, наглядную иллюстрацию ее истории и развития. Составление буклетов и альбомов также можно отнести к прикладному применению архитектурной фотосъемки. Стремление сохранить в памяти людей каменные красоты, умело донести до зрителя архитектурную ценность того или иного строения - благородная цель фотомастера.

Ну а о том, как правильно фотографировать архитектуру вы узнаете, почитав статьи о вечернем Петербурге , особенностях ночной съемки зданий и фото ночных городских пейзажей , а также изучив друге материалы нашего сайта.

Что еще почитать