Фотография в высоком ключе. Низкий ключ и высокий ключ в фотографии: технические и творческие приемы Высокий ключ в домашних условиях

Композиция и экспозиция являются неотъёмлемой составляющей любого фотошедевра. Гениальную идею снимка очень легко испортить неумелым обращением с камерой - неправильной установкой Однако, безупречная экспозиция кадра ещё не гарантирует отличного снимка. Но, часто ли начинающий фотограф задумывается о том, что умелое использование нестандартной экспозиции может из банального сюжета сделать снимок достойный восхищения?

В настоящем фотографическом шедевре композиция и экспозиция сочетаются гармонично.

Фотография, рассказывающая историю, должна быть реалистичной... Однако, иногда, некоторое преувеличение (по-научному "гипербола" :о) и даже специальные эффекты могут стать необходимыми для создания определённого настроения или придания сюжету динамизма.

Следует заметить, что здесь речь идёт не об эффектах, применяемых в графическом редакторе (например, Photohop) после фотсъёмки. И уж тем более, не об автоматических эффектах встроенных в вашу фотокамеру.
В этой статье речь пойдёт о некоторых приёмах творческого выбора экспозиционных параметров, которые способны создать определённые эффекты уже в процессе фотосъёмки.

Стандартная экспозиция, которая чаще всего устанавливается при съёмке в полном AUTO-режиме иногда создаёт ложные представления о реальности. Например, сцена, снятая ближе к вечеру может выглядеть так, как буд-то событие происходило утром. Ещё один харктéрный пример: при фотосъемке подвижного объекта в автоматических режимах, обычно пропадает динамизм снимаемой сцены из-за того, что движущийся объект получается статичным (неподвижным).

Такие "ляпы" полного автомата заставляют переходить к более гибким и контролируемым ручным настройкам экспозиции. Но, чтобы получить преимущества фотосъёмки в ручных режимах, экспозиционные параметры нужно использовать творчески!

Здесь хочется предостеречь начинающего фотографа, приступающего к изучению ручных режимов, от совета некоторых "умников от профессионалов". Самый глупый совет по использованию ручных режимов звучит примерно так: "Посмотрите какие экспозиционные параметры установила камера в AUTO режиме и установите такие же параметры в ручном режиме М" - никогда не делайте этого, ибо бездумное копирование параметров автоматического режима не даёт вам никаких преимуществ в ручных режимах, а лишь отнимет ваше время.

В ручных режимах требуется креативный подход - не даром же ручные установки экспозиции часто называют "творческой зоной"!

Если в вашем фотоаппарате нет ручных настроек (творческой зоны) вы можете изучить особенности расширенных режимов автоматических настроек - и с успехом использовать их, поскольку творческое управление экспозицией, как правило, сводится к выбору выдержки или диафрагмы, отличающейся от стандартных настроек камеры, предлагаемых режимом AUTO.

Как использовать экспозицию креативно?

Итак, если вы хотите улучшить свои фотографии, придать им живость, динамизм или другие эффекты, вам придётся забыть об автоматических режимах и проявить творческий подход к выбору экспозиционных паремтров: выдержки, диафрагмы и ISO. В помощь вам я дам несколько советов, используя которые во время фотосъёмок, вы получите интересные эффекты, которые смогут "оживить" ваши фотографии.

Вот некоторые эффекты, которые можно создать при творческом подходе к выбору экспопараметров:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СТАТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ.

Высокий ключ и низкий ключ

Высокий ключ - это один из эффектов в фотографии, характеризующийся отсутствием тёмных деталей и не высоким контрастом снимка. Высокий ключ обычно придаёт снимку романтизм и мягкость.

Сделать снимок в высоком ключе можно применив контролируемую передержку (обычно не более двух единиц экспозиции) и, желательно, изоляцию объекта съёмки с помощью открытой диафрагмы (малая ) или

Низкий ключ - это противоположность высокому ключу. Снимки в низком ключе характеризуются темным фоном и достаточно высоким контрастом между светлыми и тёмными участками снимка. Однако потеря деталей в тенях всё-таки не рекомендуется.

При фотосъёмке в низком ключе, нужно немного недоэкспонировать кадр и желательно применять тёмный фон. Низкий ключ обычно применяется тогда, когда нужно сделать акцент на драматизме сюжета.

При использовании полуавтоматических режимов переэкспонирование или недоэкспонирование кадра возможно в режиме экспокоррекции [+/-]

Ниже приведёны три одинаковых снимка, выполненных с нормальной экспозицией, в высоком ключе и низком ключе. Подумайте, какие эмоции и ассоциации возникают у вас при внимательном изучении каждого из этих снимков.

Выборочный фокус

Выборочный фокус это очень эффектный способ придать вашему снимку особый шарм.

Суть этого эффекта состоит в том, что вы, управляя фокусировкой фотокамеры и в ручном режиме или режиме приоритета диафрагмы, размываете второстепенный объект так, чтобы он не отвлекал внимание зрителя от основного, но всё же оставался узнаваемым.

Посмотрите на снимок ниже: здесь главным объектом, несомненно, является бабочка. Однако, на заднем плане, мы всё-таки можем различить ребёнка, который держит эту бабочу. Таким образом, получив в кадре два объекта, мы можем сообщить зрителю какой из них более важен, а какой лишь дополняет сюжет.

Ретро-эффект с шумами

Вы наверняка уже знаете, что высокие значения приводят к появлению на ваших снимках нежелательных Однако, в некоторых случаях, шумы на фотографии добавляют вполне определенное настроение вашему сюжету, при этом, высокие значения ISO позволяют вести съёмку при сравнительно низком освещении с открытой диафрагмой или не беспокоится о шевелёнке.

Например, при съёмке пожилых людей с высокими значениями ISO за счёт шумов удаётся придать снимкам некоторый ретро-шарм, который очень неплохо сочетается с основным героем сюжета.

Фотография в высоком ключе – портрет на былом или выбеленном искусственно фоне. Яркий и красивый белый фон на фотоснимках всегда несет в себе необычную положительную энергию. Благодаря белому фону удается сконцентрировать основное внимание на объекте снимка, а не на том, что его окружает.

Если присмотреться, можно смело сказать, что лучше всего это подойдет. Такой прием фотографы называют «высокий ключ». Данный прием на самом деле помогает сконцентрировать основное внимание на объекте фотографии.

Снимаем портрет в высоком ключе

В современном мире фотографий многие профессиональные фотографы очень часто прибегают к этому приему, поэтому снимки на белом фоне становятся все более популярными. К тому же они получаются очень оригинальными и стильными.
Очень важно, что фон был полностью белым, только тогда можно избавиться от тех мелких деталей, что часто отвлекают на фото.

Лучший фон – белый лист

Для фона лучше всего подойдет белый лист бумаги, конечно же, больших размеров. Кроме того, использование естественного фона предполагает его взаимодействие с цветом одежды. И это доставляет дополнительные неудобства. Наличие белого фона подчеркнет любые цвета, в особенности, яркие и контрастные. Поэтому снимок на белом фоне является хорошим решением, если на портрете есть яркие предметы.

К примеру, если с фруктом, то в высоком ключе внимание зрителя будет сразу обращено на сочный и спелый фрукт, а также яркие глаза ребёнка. В таком случае не надо использовать дорогой фотоаппарат, хороший объектив или пытаться редактировать фото в редакторе.

Подсветка фона, переэкспонировка

Однако у фотографий в высоком ключе тоже есть свои нюансы. К примеру, для хорошего снимка на белом фоне понадобится ещё и свет, потому что при его отсутствии белый фон может показаться совсем не светлым, а наоборот, достаточно серым. Для создания яркого и красивого белого фона нужно переэкспонировать его.

Проще говоря, необходимо сделать так, чтобы попадание света на объект фотографии было меньше, чем на фон. Это соотношение можно выразить в цифрах.

Профессиональные фотографы говорят, фон должен быть светлее на 4 ступени. Проще говоря, в 16 раз.

Благо, для любого фотографа может найтись хороший и бесплатный свет – это солнце. Профессионалы могут корректировать солнечный свет таким образом, что снимок получается очень удачным и красивым. Например, свет можно направить в спину. Фотограф сделает все так, что белый фон будет идеально смотреться на фотографии. Солнечный свет может помочь создать однотонный фон.

Внешняя вспышка в помощь

Фотографы часто используют еще один удобный прием в высоком ключе. Так, они создают белый фон за счёт использования внешней вспышки. И этот вариант может быть очень выигрышным. К примеру, можно попросить отойти человека от заднего фона на несколько метров, установить за ним вспышку, чтобы свет был направлен в сторону фона. Соответственно, благодаря такому приёму фон может получиться очень качественным, белым и ярким.

Для таких снимков может подойти любая вспышка, например, дешёвая модель, такая как YongNuo YN-560. Она обладает синхронизацией. Её можно в любое время присоединять к камере и она поможет сделать нужную подсветку.

Фон во время съемок на белом фоне, как отмечалось выше, должен быть переэкспансированным. Однако возникает риск того, что можно перестараться с этим. Если сделать фон слишком ярким, то человек на фотографии получится странно “задымленным”. Чтобы найти подходящую цветность, необходимо начинать с малого освещения фона. Затем постепенно можно увеличивать до тех пор, пока не наступит переэкспонированность.

В итоге, мы можем сделать вывод, что делать фотографии на белом фоне – сложно. Ведь надо найти наилучшее сочетание освещенного фона с объектом фотографии. Если удастся освоить данный прием, то можно делать замечательные и красивые художественные снимки.

Что такое «высокий ключ»? Как используется, какие нюансы необходимо учесть при работе при съемке «в высоком ключе»?

Итак, что такое высокий ключ (также иногда называемый «светлый ключ»)? Это техника фотосъемки, характеризуемая преобладанием светлых тонов над темными. В Советской фотошколе (Фельдман-Курский) указывается, также, что при съемке в светлой тональности - в темных участках кадра не должно быть тонов темнее светло-серого, но если обратиться к зарубежным авторам - то таких жестких ограничений мы не увидим.

На снимке, сделанном в данной технике, обычно имеется всего несколько темных участков в более светлом окружении.

Что чаще всего снимают в светлом ключе? Чаще всего это портреты (особенно детей и женщин) и зимние «снежные» пейзажи.

Matteo. Младенец. Фотография сделана в технике "высокий ключ". Attribution: Share Alike. Some rights reserved by Tom Cuppens
Камера: Nikon D40
Выдержка: 0.017 sec (1/60)
Диафрагма: f/10.0
Фокусное расстояние: 42 mm
ISO чувствительность матрицы: 200

Почему съемка в в этой технике так популярна при съемке женского портрета? Дело в том, что утопающая в свете софт-боксов кожа становится визуально как будто более гладкой, безупречной – а не к этому ли, чаще всего, стремиться и визажист, и сама фотомодель-клиент, и фотограф? Не это ли - элементы идеального женского образа ? То же и с детьми – хотя кожа младенца и без того гладка и шелковиста, это часто подчеркивается – в частности с помощью фотосъемки в высоком ключе.

Иной подход к высокому ключу.
В данном случае пост обработкой у фотомодели сильно выделены глаза и губы, намечен контур лица.
Из-за насыщенно-черных глаз - фотография не в полном смысле может считаться представительницей обсуждаемой нами технике съемки техники. Ибо в классической Советской/Российской традиции высокий ключ столь темные области исключает, из-за этого даже туш на глаза фотомодели может наноситься не черная - а серая.
Однако данный подход вполне традиционен в Европейской / Американской традиции. И образ фотомодели остается весьма светлым:)
"Naty2 High Key " Attribution: No Derivative Works.
Some rights reserved by quiroso

Как делается снимок в технике «высокий ключ»? Рассмотрим на примере съемки в фотостудии.

  1. Выбирается светлый фон. Обычно – белый. Фон должен быть хорошо освещен, яркость его должна быть сравнима с яркостью снимаемого объекта.
  2. Подготавливаются софт-боксы максимального размера, ими освещается фотомодель. Как именно расположить софт-боксы и использовать ли еще и рисующий свет – фотограф выбирает самостоятельно, главное - не допустить глубоких, насыщенных теней.
  3. В настройках фотоаппарата выбирается положительная коррекция экспозиции – например на одну ступень (подбирается экспериментальным путем).
  4. Фотомодель также рекомендуется одеть в наиболее светлые одежды. Не стоит использовать одежду – если ее тон сильно темнее тона кожи.
  5. Обработка фотографии. Часто фотография сделанная в светлом ключе при последующей обработке – обесцвечивается, что придает фотографии определенный шарм. Однако это не обязательное условие.
  6. Фотографировать желательно в формат RAW! Тогда у Вас будет возможность скорректировать экспозицию уже на компьютере – если при съемке произошла незначительная ошибка.

При съемке портрета в этой технике, рекомендуется выбирать фотомоделей исключительно со светлыми волосами и кожей (особенно, если Вы желаете поработать в "классическом" высоком ключе, хотя на практике часто фотографируют и брюнетов...). Для темнокожих и брюнетов - можно использовать "низкий ключ".

Photoshop и другие фоторедакторы позволяют и многие обычные фотографии превратить в фото сделанные в технике высокого ключа. Для этого применяются специальные плагины или алгоритмы работы в самом фоторедакторе. (см. видео чуть ниже)

На графике гистограммы видно, что изображение содержит полный спектр тональных значений. График начинается в крайнем левом углу, прямо над черным цветом градиент-бара под ним, поэтому мы знаем, что какая-то часть пикселей изображения имеют полностью чёрный цвет. В правом углу такая же ситуация, что говорит нам, что изображение имеет чисто белые пиксели. Кроме того, гистограмма показывает множество пикселей на каждом из тональных значений между ними. Если бы было такое понятие, как идеальная форма для гистограммы, данный график подходил бы под неё вполне:

Изображения с низким ключом

Истина заключается в том, что, несмотря на то, что рассмотренная выше гистограмма имеет весь тональный спектр и похожа на идеальную, она идеально подходит только для этого конкретного изображения. Каждое изображение уникально, и тональное характер изображения сильно зависит от его тематики, а также от типа и количества освещения, при котором была сделана фотография. Вот почему, прежде чем мы приступим к исправлению и улучшению изображений, следует расстаться с таким ложным стереотипом, как стандартная, типичная или идеальная гистограмма. В конце концов, вы бы никогда не ожидали, что фото, отснятое на закате, имело тот же тоновый диапазон, что и фото, снятое в полдень.

Чтобы было понятнее, давайте взглянем на второе изображение, фото маяка на закате:

Пример фотографии в низком ключе.

Это изображение является примером того, что определяется как "фотография в низком ключе", а это означает, что в отличие от первого рассмотренного изображения с равномерно распределенными значениями яркости, большая часть тонового диапазона этого изображения будет находится в тёмных областях.

Я снова нажиму Ctrl+L, чтобы открыть диалоговое окно "Уровни", чтобы посмотреть гистограмму этого изображения и если я увеличить на гистограмме, мы можем легко увидеть, что пока есть какая - то деталь в основные моменты и немного больше в полутонах, большая его часть находится в тени. Вот как выглядит гистограмма этого фото:


Если судить с той точки зрения, что каждая гистограмма должна выглядеть, как у предыдущего изображения, можно сделать ошибочный вывод, что эта фотография является слишком темной и должна быть исправлена, хотя на самом деле она выглядит именно так, как и должна выглядеть.

Обратите внимание на высокий пик в самом левом крае гистограммы:



Пик гистограммы фото в низком ключе.

Он говорит нам, что некоторые из самых тёмных областей фотографии настолько темные, они обрезаны до чисто черного, что это означает, что детали в этих областях потеряны. Как правило, это сигнализирует о том, что фотография была либо недоэкспонирована, либо в процессе редактирования её слишком сильно затемнили. Но в данном случае это не так.

На самом деле, затемнение тёмных областей к чистому черному помогает усилить эффект силуэта маяка и травы на фоне заходящего солнца. Нам не нужны (или даже нежелательны) детали в этих областях, так что затемнение их до чисто черного не было ошибкой, а является результатом грамотного творческого решения.

Вот еще один пример изображения, намеренно заснятого в низком ключе:


Портретное фото в низком ключе.

Посмотрев на данную фотографию, можно предположить, что основная масса гистограммы будет сконцентрирована в тёмных областях, и это на самом деле так. На это фото меньше пикселей в светах и полутонах, чем даже на изображении с маяком. Если судить только лишь по одной гистограмме, не посмотрев на само фото, то появиться желание "исправить" это изображение в тенях. Но при таком исправлении получится явная ерунда. Так же, как и в случае с маяком, чрезмерно тёмный тон хорошо подходит для этого типа фотографии.

Помните, что изображение, формирует гистограмму, а, никак не наоборот? Это тому, что знать, как распознавать естественный тональный характер изображения ничуть не менее важно, чем знать, как использовать инструменты редактирования в Photoshop .

Вот как выглядит гистограмма портретного фото с женщиной:



Другой пример гистограммы изображения с естественными тёмными тональными характеристиками.

Изображения в высоком ключе

Противоположностью изображениям в низком ключе являются изображения в высоком ключе, где тоновый диапазон состоит в основном из светлых тонов. В то время как тёмные изображения часто драматичны и c интенсивным с разительным контрастом, высокий ключ изображения более мягкий и тонкий. Вот пример изображения в высоком ключе (зимний туман):



Фото пейзажа в высоком ключе..

С преимущественно светлыми тонами и отсутствие какого-либо значимого контраста, высокий ключ изображение передает ощущение умиротворения и спокойствия. Мы уже можем предположить, что основная часть графика гистограммы будет сосредоточена в светлых тонах (у правого края). На фото имеется несколько более темных областей, сосредоточенных на деревьях, причале и по земле, но с таким большим количеством светлого, вполне возможно, что эти области просто нам кажутся темнее, чем есть на самом деле. Гистограмма, которая не зависит от ограниченных возможностей человеческого зрения, покажет, что на всём изображении тёмные детали практически отсутствуют. Данное фото состоит почти полностью из полутонов и бликов. Тем не менее, так же, как и в случае с низким ключом, тональные характеристики этого изображения соответствуют его тематике. Мы могли бы, при желании, сдвинуть области в тёмные, чтобы гистограмма выглядела более эффектно, но фотография от этого только пострадает, и мы сделаем только хуже, а никак не лучше:



Гистограмма фотографии, выполненной в высоком ключе, показывает тональный диапазон, в основном, в светах.

Технологии фотосъёмки в высоком ключе весьма часто используются при создании постеров для глянцевых журналов и модной фотографии как способ разгладить кожу модели за счет уменьшения или устранения нежелательных деталей. Наши глаза видят различия между светлыми и темными пикселями, а если сместить весь тоновый диапазон вверх в светлую область, многие тёмные, и в этом случае ненужные, детали исчезают:



Портретное фото в высоком ключе.

Так как фон в этой фотографии имеет чистый белый цвет, не удивительно, что график гистограммы имеет высокий пик в крайнем правом углу, что указывает нам на отсечение в света. При анализе "типичного" изображения этот шип может означать, что фотография была передержана или что мы осветили слишком сильно её светлые области в процессе редактирования. Но в рассматриваемом в данный момент случае пик был сделан намеренно, это технический и творческий выбор фотографа и не является проблемой, которая должна быть исправлена в процессе редактирования:



Гистограмма показывает отсечение в света, но это типично для фотографий высоком ключе.

Цель этого урока была показать, что в реальности не существует такого понятия, как типичная или идеальная гистограмма. Каждое изображение отличается от других и имеет свои особенности, поэтому и каждая гистограмма будет уникальной. Некоторые фотографии выполнены предпочтительно в тёмных тонах, другие в светлых, а их гистограммы буду показывать на серьёзные дефекты фото. Так что не следует рассматривать гистограмму отдельно от фото, а только вместе и месте.

Теперь, когда мы рассмотрели некоторые примеры различных типов изображений, в следующем уроке мы сделаем первый большой шаг в мир коррекции изображений на профессиональном уровне, начав изучать, как улучшить тоновый диапазон изображения с помощью инструмента

Здравствуйте, дорогие фотолюбители! Продолжаем знакомить Вас с теорией фотографии. И сегодня хотим рассказать о таких интересных творческих приемах, как высокий и низкий ключ. Они оба используются для придания снимкам большей художественности и выразительности.

Рассмотрим каждую технику отдельно.

Высокий ключ

Фотография в высоком ключе, или, как еще говорят, «белым по белому» – это снимок, в котором преобладают в основном светлые тона. Это особая художественная техника, в которой полностью отсутствуют густые тени, а преобладают тонкие очертания объекта. Такую технику используют как в портретной фотосъемке, так и предметной. Она часто используется для каталогов, портфолио и в модных журналах.

Высокий ключ часто применяют, чтобы подчеркнуть невинность, простоту и легкость. В число таких сюжетов входят романтичные образы, фотографии детей, зимние и туманные пейзажи.
Так же эту технику можно использовать при съемке людей с проблемной кожей лица, чтобы скрыть ее дефекты.

Высокий ключ отлично смотрится в черно-белой фотографии. Но важно правильно подобрать ракурс, поскольку изображение может получиться плоским.
Чтобы добиться нужного эффекта – светлых тонов – следует использовать предметы и объекты белого, светло-серого и пастельного цвета, но не нужно пересвечивать их, т.к. пересвет может привести к потере важных деталей и объема в фотографии.

Используйте отражатели для заполнения светом теневых областей объекта съемки. В домашних условиях отражателем может послужить лист белой офисной бумаги.
Так же дополнительный эффект создают малая глубина резкости, контровой свет (когда источник света располагается позади объекта съёмки) и небольшое увеличение экспозиции. При увеличении экспозиции нужно внимательно следить за тем, чтобы не было пересветов.

Низкий ключ

Термин низкий ключ (или «черный на черном»), наоборот, используется для обозначения фотографий, снятых в темной тональности. Низкий ключ применяется, чтобы подчеркнуть таинственность, загадочность и даже опасность объекта. Прием можно использовать для передачи неспокойного внутреннего состояния человека, тоски, плохого настроения, напряженной обстановки,

Для создания темной тональности используются глубокие тени, задне-боковое освещение, темный фон и темный цвет снимаемых объектов.

Фото в низком ключе можно получить несколькими способами:

1. Фотографировать при минимальном освещении, и в кадре будут преобладать текстуры темных красок.

2. Фотографировать сцену, которая содержит средние тона по яркости, но снимать с недодержкой и с отрицательной компенсацией экспозиции.

3. В Photoshop или в любом другом редакторе можно понизить экспозицию на 1-2 стопа, а также добавить виньетирование, перевести в ч/б.

Техника съемки в низком ключе несложная, но дает возможность получить эффектные, запоминающиеся снимки. Суть заключается в том, что светом выделяется очень малая, но самая значимая область будущего снимка, все остальное остается в глубокой тени. Обычно используется только один источник света, если дается дополнительный свет, то лишь для того чтобы сделать небольшую подсветку теней. Рисующий свет устанавливается сбоку от объекта съемки под углом 45 градусов и настраивается в зависимости от задуманного сюжета.

Чтобы фон оставался темным, источник света поворачивают от фона так, чтобы направленный луч света подсветил только нужную область объекта. Если теневая сторона получается слишком темной, ее можно слегка подсветить с помощью отражателя.

Известно если снимок в целом темный, то взор зрителя направлен к светлым его частям. В этом случае и применяется данный эффект для того, чтобы направить интерес зрителя на некоторые участки на снимке.

Главное при фотосъемке в низком ключе правильно выставлять экспозицию. В этом случае ориентироваться надо на светлые участки объекта, и следить, чтобы они не были пере- или недоэкспонированы.

И предлагаем Вашему вниманию еще несколько работ, выполненных в этих техниках.

Что еще почитать