Как сделать мягкий свет в студии. Мягкий и жесткий свет: основные отличия

В данной статье будут рассмотрены понятия "жесткого" и "мягкого" света, особенности их получения и сферы применения.

Свет - самая важная составляющая в фотографии и главный инструмент фотографа. В большинстве случаев качество фотографий сильно зависит от того, насколько фотограф понимает и умеет создавать необходимое освещение. Свет имеет множество характеристик - яркость, температура, длина волны... В среде фотографов можно часто услышать термины "жесткий" и "мягкий" свет, особенно в портретной съемке, как такое может быть?, ведь потрогать свет у вас не получится. Давайте разбираться!

Понятие "жесткого" и "мягкого" света относительно и один и тот же источник света, в различных условиях съемки, может быть и жестким и мягким. От каких же тогда параметров зависит, каким будем свет? Давайте посмотрим на наглядные примеры, выполненные на трёхмерных моделях.

Основное отличие жёсткого света от мягкого заключается в градиенте перехода между световыми и теневыми участками. Если посмотреть на места, обведённые красными кружками, то вы увидите, что на лице слева освещённая часть резко обрывается и переходит в тень, в то время как на лице справа переход от светового участка в теневой более плавный.

Теперь перейдем от трехмерной модели к настоящей:

На фотографии с жестким светом тень получилась ярко выраженная, с резкими границами, тогда как на фотографии с мягким светом тень более размытая и переход от светлого участка к темному (тени) намного мягче и почти не заметен. Как вы заметили, фотография с мягким светом смотрится более привлекательно, поэтому считается, что портреты с использованием мягкого света как основного источника выглядят лучше (если вы фотографируете девушку, снимайте лучше с мягким светом).

А теперь давайте рассмотрим жесткий и мягкий свет на примере мяча для бейсбола.

Надеюсь, вы без проблем определили в каком случае фотография была сделана с жестким, а в каком с мягким светом (сверху - жесткий, снизу - мягкий свет).

Факторы, влияющие на тип света

Размер источника освещения относительно размеров снимаемого объекта;

Расстояние от источника света до объекта съёмки.

Если сфотографировать лицо человека в свете лампочки накаливания, свет получится жёстким, так как лампочка меньше лица человека. Солнце в ясный день так же является жёстким источником света (и большой проблемой для фотографа) даже не смотря на свои огромные размеры, поскольку оно находится очень далеко относительно снимаемого объекта.

Если же небо будет затянуто облаками, то свет будет мягким, так как солнечный свет, проходя через облака, будет рассеиваться. За размер источника света в данном случае будем брать уже не солнце, как таковое, а облака, которые рассеивают направленный солнечный свет. Облака имеют размер намного меньше, чем поверхность солнца, но находятся гораздо ближе к снимаемому объекту (поэтому, когда на улице облачно фотографы радуются).

Жёсткий свет может использоваться для фактурных «мужских портретов», а так же в случаях, когда нужно подчеркнуть текстуру и рельефность объекта съемки.

Благодаря использованию жесткого света стала заметна текстура кожи, а глубокие тени сделали фотографии более контрастными и драматичными. Теперь давайте посмотрим, что будет, если с жестким светом сфотографировать девушку.

Эту фотографию я сделал, когда только начинал заниматься фотоделом, использовав один источник света - вспышку, которая хорошо передала фактурность каменной стены, но тени на лице девушки смотрятся не очень красиво (если вы начинающий фотограф - старайтесь избегать делать портреты девушек с жестким светом, они вам этого не простят =)

На следующих фотографиях жесткий свет помог подчеркнуть фактурность ювелирных изделий и косметики, а также показать текстуру кожи дамской сумочки.

Но что делать, если использование жесткого света не желательно, как его смягчить?

Способы смягчения света

- рассеивание света . Для этого подойдет любой просвечивающий предмет, поместите его между объектом съемки и источником света. Фотографы используют зонты на просвет и отражения, софтбоксы, октабоксы, рассеиватели (продаются вместе с отражателями), но также это может быть простыня, занавеска, все, что способно рассеивать свет;

- отражение света . Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок.

Необходимо учитывать, что при смягчение света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком более незаметной.

Ну и напоследок примеры наших фотографий с мягким светом:

Удачных вам кадров!

Очень часто фотографы, которые пытаются освоить студийную съемку или даже просто разобраться с тем, самостоятельно изучая , сталкиваются с трудностью определения таких понятий как «жесткий» или «мягкий» свет. Вроде и из контекста понятно, чем одно отличается от второго, а наглядности нет, потому что у человека небольшой опыт работы с освещением.

А ведь жесткий и мягкий свет - условное обозначение. Конечно, есть и четкое понимание - вот этот свет жесткий, а вот этот мягкий. Но есть и так называемые промежуточные стадии мягкости света, которые кто-то может отнести к мягкому освещению, а кто-то посчитать жестким светом. Именно поэтому «мягкость» и «жесткость» - лишь плавность границы перехода света и тени.

Существует простой способ проверить какое у вас освещение. Этот метод хорошо работает как в студии, так и при естественном свете на открытом воздухе. Для определения не требуется даже какого-то специального оборудования. Достаточно рук и непосредственно источника света.

Держите левую руку перед собой ладонью вверх. Палец правой руки расположите в нескольких сантиметрах от ладони и таким образом, чтобы источник света находился примерно в таком положении, как вы собираетесь снимать. Теперь смотрите на тени, которые отбрасывает палец на ладонь. Наглядно и очевидно - чем жестче свет, тем тень от пальца будет более резкой и наоборот. Вы также можете обратить внимание на то, как изменяются (расплываются или наоборот концентрируются) тени, когда вы становитесь ближе к источнику света или отходите дальше от него.

После того, как несколько раз проверить подобным способом, какой вокруг свет, уже можно будет ориентироваться без особых усилий и даже со временем научиться хорошо видеть сколько источников света было использовано фотографом в той или иной ситуации.

В фотографии важную роль играет не только правильная композиция или выверенная экспозиция, но и характеристики освещения. Сегодня существует множество аксессуаров для фотосъемки, которые позволяют контролировать и видоизменять освещение сцены. Речь идет о так называемых «модификаторах», которые достаточно широко представлены в продаже. Такие полезные модификаторы света, как зонты, софтбоксы, отражатели или соты, являются очень полезными приспособлениями, которых фотограф просто не может игнорировать. Многие из этих приспособлений можно сделать собственными руками из подручных материалов.

Модификаторы света: какие бывают?

Модификаторы света представляют собой специальные приспособления, использующиеся совместно с источниками света – вспышками или студийными осветительными приборами. Они позволяет контролировать направление светового потока, а также степень его рассеянности или интенсивности. То есть модификаторы определяют качество света при съемке. С их помощью можно сделать свет более мягким, например, при портретной съемке. Или, наоборот, усилить световой поток и направить его в нужное место, акцентируя внимание зрителя на отдельных деталях фотоизображения.

Модификаторов света существует очень много, но из них можно выделить несколько наиболее распространенных типов:

Зонтики – это, пожалуй, самый популярный и дешевый способ добиться рассеянного света при съемке. Они легко устанавливаются, складываются и убираются. Зонты могут быть разнообразного цвета и размеров. Наиболее часто используются зонтики серебристого и белого цветов, которые дают мягкий, рассеянный свет. Зонты часто применяются в фотостудии, помогая фотографу смягчить слишком жесткий свет от вспышки.

Софтбоксы обеспечивают получение более мягкого света, чем обычные зонты, благодаря нескольким рассеивающим поверхностям. Обычно они представляют собой насадку трапециевидной формы, которая рассчитана на использование с определенным источником света. Рассеивающий материал в конструкции софтбокса смягчает свет, вследствие чего освещение сцены становится похожим на привычный свет, падающий из окна. Чем больше размеры софтбокса, тем, как правило, он лучше рассеивает свет. Софтбокс дает возможность получить на фотоизображении мягкие тени и высокую детализацию в затененных областях.

Отражатели очень часто применяются в предметной и портретной фотографии. В большинстве случаев это прямоугольная или круглая пластина, способная отражать свет. Отражатели могут использоваться, когда нужно создать заполняющий свет или ослабить резкие тени. Отражателем можно закрыть объект съемки при ярком дневном свете, чтобы получить мягкий «рисунок» в тени.

Посредством такого приспособления также можно отразить точечную вспышку и получить большой по площади источник света. Кроме того, отражатели актуально использовать в студии, чтобы частично отразить свет от других источников в ту область, где он нужен. Тем самым, компенсируя недостаток в имеющихся источниках света.

— Тубус

Для того, чтобы выделить отдельную область, например, волосы человека на портретном снимке, не освещая при этом весь объект, можно использовать насадку в виду конуса, которая называется тубус. Она устанавливается на источник света, чтобы направить тонкий луч света на нужную область.

Этот модификатор применяется в тех случаях, когда нужно снять портрет при ярком дневном освещении. Скрим представляет собой прямоугольную полупрозрачную панель, которая рассеивает проходящий через нее свет. Данное приспособление можно использовать для смягчения жесткого солнечного света, падающего на модель.

У этого модификатора в русской традиции имеются различные названия – ячейки, соты, а в англоязычной литературе он именуется «grid» или «honeycomb». Это довольно популярный модификатор для вспышек, позволяющий сузить световой поток в направленное пятно с очень мягким падением контраста от центра к краям. С помощью грида можно расставить нужные акценты в кадре, либо подсветить объекты на различных планах.

Перечислять все модификаторы света, используемые сегодня фотографами, невозможно. Тем более, что производители фото аксессуаров постоянно создают все новые модификаторы, которые позволяют добиваться тех или иных световых эффектов. В арсенале любого фотографа должна быть хотя бы пара таких приспособлений, чтобы обеспечить желаемое освещение сцены в различных съемочных ситуациях.

Но стоят подобные модификаторы, несмотря на сравнительную простоту своей конструкции, недешево. Вследствие этого многие фотографы отказываются от их использования, либо, что более разумно, предпочитают изготавливать самоделки.

Делаем сами

Некоторые из модификаторов света можно изготовить в домашних условиях из подручных средств. Например, одними из самых простых по конструкции являются отражатели. Их можно сделать собственными руками, ведь в качестве отражательной панели или диска можно использовать самые разнообразные поверхности. Можно взять обычный лист белой бумаги (ватмана) или плотного картона (либо кусок ткани) и натянуть на какой-либо каркас. В качестве последнего может выступать даже поверхность стола. Пользоваться таким отражателем очень просто – по известному нам с детства принципу солнечных зайчиков. Нужно поймать световой луч от источника и направить его рассеянное отражение на ту часть снимаемого объекта, на которой требуется сделать акцент светом.

Свет от отражателя по интенсивности намного менее ярок, чем основной источник. Чтобы картина светотени была адекватна восприятию, отражатель не стоит держать ниже лица. Лучше располагать его чуть выше лица модели. Подобные простые отражатели для вспышек можно изготовить из любых имеющихся в распоряжении материалов, будь то пластиковые коробки или пленка.

Также легко собираются и различные рассеиватели света. В качестве рассеивающей панели, которая будет смягчать световой поток, можно использовать простую белую ткань, которая натягивается на каркас или просто подвешивается на веревке. С помощью такого нехитрого приспособления, сделанного вручную, можно изменять светотеневой рисунок. Тени будут значительно мягче, а жесткие блики устранятся. Просто приближая и отдаляя вспышку от панели, можно менять жесткость света в довольно широких пределах.

Рассеивающую панель собственной конструкции можно использовать, как в студийных условиях, так и при съемке на открытом воздухе, где традиционные софтбоксы в силу их определенной громоздкости и неудобства в транспортировке применять трудно. Необычный вариант рассеивателя для вспышки можно сделать следующим образом. Берется обычная коробка от лапши быстрого приготовления и резинка, с помощью которой эта конструкция просто закрепляется на вспышке. С помощью такого, нелепого на первый взгляд, модификатора можно получать качественные снимки небольших предметов.

Для изготовления сот или грида в домашних условиях нужен плотный черный картон или пластик, пластиковые трубочки для коктейлей также черного цвета, изоляционная лента и клей. Принцип изготовления модификатора довольно прост. Берутся трубочки для коктейлей, у них обрезаются края и регулируется их глубина (чем больше глубина трубок, тем меньше по размеру будет пятно яркости). Трубочки требуются именно черные, поскольку нам не нужны дополнительные цветовые примеси или рассеивание от белых.

Далее эти обрезанные коктейльные трубки длиной не более 4 сантиметров фиксируются скотчем и засовываются в картонную коробку, изготовленную с помощью клея и черных листов картона по размерам вспышки. Таким образом, склеенные трубочки напоминают пчелиные соты, а полоска картона или пластика обрамляет края этих сот. Возможно, с первого раза изготовить удачную конструкцию этого модификатора будет сложно, однако после того, как Вы набьете руку, проблем с созданием гридав домашних условиях возникнуть не должно. Для того, чтобы регулировать ширину пучка, получаемого при использовании грида, необходимо изменять длину трубочек.

При макросъемке правильное освещение имеет огромное значение. Поэтому фотографы вынуждены использовать студийные лайткубы и прочие довольно дорогостоящие приспособления для корректировки света. Но вместо этого можно соорудить своими руками интересную конструкцию. В обычной картонной коробе по сторонам прорезаются отверстия. На эти прорези нужно натянуть прочную белую бумагу, например, ватман. Далее по бокам этой конструкции ставятся две вспышки.

Внутри коробки можно поместить практически любой фон на Ваш вкус. Теперь все готово к макросъемке. Создаваемое световое пятно от вспышек должно покрывать прорезь коробки полностью, превращая белую бумагу в новый источник мягкого, ровного света. Посредством такого модификатора света Вы сможете получать качественные фотографии самых маленьких объектов.

Возможностей по изготовлению модификаторов света в домашних условиях действительно очень много. Причем создание модификаторов света само по себе является увлекательным и интересным занятием, благодаря которому фотограф может понять принципы воздействия на свет и управления освещением сцены. Это полезный опыт, который будет способствовать повышению Вашего фотографического мастерства.

«В чем разница?» — это серия обучающих видеороликов. Каждая серия отвечает на один вопрос. В этой серии Джаред Платт сравнивает жесткий и мягкий свет.

Работа в студии, дома — всегда прекрасный повод снизить темп и заняться формированием света. Недавно мы этим и занимались, для того чтобы сравнить мягкий и жесткий свет. В обоих случаях мы использовали выносную вспышку и просто меняли светоформирующие инструменты системы OCF. В отличии от съемки вне помещений, где сначала необходимо определить выдержку в соответствии с естественным светом, в студии мы создали полную темноту и начали с самого начала создавать наше освещение. Во время этой съемки мы использовали два источника света и складной отражатель. Выносная с отражателем и решетка Grid 5 градусов обеспечивали освещение волос(сверху, сзади нашей модели). Свет помогал отделить её и кресло от заднего плана и обеспечивал глубину снимка. Основным источником света была вспышка B2, которая сначала использовалась с софтбоксом, а затем в сочетании с решеткой и конусной насадкой. Большой белый складной был размещен под углом внизу и перед креслом для отражения рассеянного света обратно в сторону кресла для предотвращения образования слишком глубоких теней и, наконец, кусок черного пеноматериала использовался в качестве флага с правой стороны кадра, для выравнивания теней на шторках за креслом. Еще раз подчеркну, что в течение всей съемки мы меняли только светоформирующие инструменты на основном источнике света.

МЯГКИЙ СВЕТ

Мы начали снимать с использованием софтбокса , установленного на головке B2. Это источник света был высоко справа от модели. С расстояния трех футов софтбокс 2×3 был достаточно большим для создания сказочно мягкого света, но при этом достаточно маленьким для подчеркивания текстуры материала. Перестановка софтбокса на меньшее расстояние увеличила бы относительный размер луча и, таким образом, еще более смягчила бы свет на объекте съемки. Наше расстояние дало мне достаточно текстуры на материале и объема форм на изображении для создания намека на драматичность.

Свет от софтбокса также красиво распространялся по помещению, на кресло, за кресло, на модель, и на ней на кресло. Переходы от ярких участков к тени мягкие и плавные. Эффект мягкого освещения является результатом использования относительно большого источника света с бесконечным числом направлений освещения, от одной границы источника света до другой. Каждая точка света заполняет тени, созданные прерыванием траектории других точек света. Таким образом, ни одна из теней не оказывается слишком темной, и ни один переход слишком резким.

ЖЕСТКИЙ СВЕТ

Благодаря замене софтбокса на конусную насадку OCF, наш источник света превратился из очень большого в очень маленький. Добавление комплекта решетки под конусную насадку обеспечило передвижение точек света по прямой и, соответственно, маленькую вероятность заполнения соседних теней. Без каких-либо дальнейших изменений, наше изображение превратилось из яркого, заполненного светом, в темное и драматичное. Софтбокс осветил своим светом пол, кресло, модель и задний план. Конус OCF Snoot и комплект решетки OCF Grid Kit удерживали свет на особых участках, на лице и теле модели. Посмотрите на переходы от ярких участков к теням. Сейчас они жесткие. Это также усилило текстуру материала по всему изображению и затемнило свет в остальных участках помещения. По разным причинам мне нравятся оба изображения. Нет правильного ответа в этом споре. И мягкий свет, и жесткий свет можно прекрасно использовать, и, иногда, одно и то же изображение выглядит одинаково красиво и с жестким, и с мягким светом. В данном случае, я предпочитаю изображение с жестким светом, созданное с использованием конусной насадки OCF Snoot и решетки Grid 30 градусов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Удивительно, насколько разными могут быть изображения, сделанные с заменой всего одного светоформирующего инструмента. Вот почему я призываю всех изучить как можно больше светоформирующих инструментов. В следующий раз, когда вы сделает снимок, не останавливайтесь, замените светоформирующую насадку и попробуйте получить изображение, совершенно отличное от первого! Это как будто спецпредложение, когда вы получаете два снимка, вместо одного!

В разговорах фотографов об освещении часто можно услышать такие понятия как жесткий и мягкий свет . Давайте разберемся, что это такое и когда используется.

Жесткий свет

Источник жесткого цвета – чаще всего точечный, имеет определенную направленность. Это например, солнце или прожектор. Примером источника жесткого света может служить и студийная вспышка с маленьким рефлектором, если поместить ее на большом расстоянии от фотографируемого объекта.

Жесткий свет позволяет создавать яркие драматичные портреты. При такой съемке образуются тени – глубокие и резкие. Резкость образуется за счет маленькой площади перехода из света в тень. Жесткий свет, падающий на объект съемки под углом, позволяет передать текстуру и характер поверхности, но имеет и недостаток. На фото будут хорошо видны все дефекты кожи.

Работа с жестким светом требует от фотографа определенных умений. В частности нужно уметь «видеть свет», и точно его устанавливать с дальнейшей настройкой. Разрушить красоту рисунка можно очень легко – достаточно чуть повернуть голову в какую-либо сторону. Это изменение нарушит композицию.

Мягкий свет

Принято думать, что мягкий свет является рассеянным, однако это не совсем так. Правильнее будет сказать, что степень мягкости света будет зависеть от относительного размера источника света, если сравнивать его с объектом съемки. Также во внимание принимается и то, насколько далеко они расположены друг от друга.

Что это значит для фотографа? То, что от мягкого источника света при определенных условиях можно получить жесткое освещение. Это станет возможным, если расстояние между объектом съемки и источником света будет во много раз превышать размер этого источника. В таком случае говорят о том, что получился практически точечный источник. Таковым вляется вспышка. Но как же добиться мягкого света?

Выход есть. От фотографа потребуется увеличить площадь излучения. Таким образом, световой поток будет «растекаться» по большей поверхности, и при этом сохранится направленность света, что немаловажно.

Как технически можно увеличить площадь излучения. Нужно чтобы свет отражался от большой поверхности или же был пропущен через рассеивающий материал. В первом случае можно задействовать зонт на отражение или камеру со вспышкой, направленной в потолок. Во втором – скрим-панель, софтбокс, фрост-раму.

Какие примеры мягкого света можно привести в пример? Ими могут служить окно, куда не попадают прямые солнечные лучи или небо при пасмурной погоде.

У изображения, которое получается за счет источника такого света, имеются свои особенности. В этом случае переход от света к тени становится более протяженным. А значит, дефекты кожи при фотосъемке станут менее заметными.

Если вы думаете, что сделать портрет при мягком освещении – это процесс, требующий наличия студийного оборудования, то вы не правы. Достаточно просто создать нужные условия для съемки, и самое простое решение здесь – воспользоваться светом от окна.

Что еще почитать