Септик из покрышек — доступная канализация своими руками. Септик из покрышек: разбор технологии самостоятельного возведения своими руками Колодец для септика из покрышек

При проживании за городом на даче или в частном доме всем владельцам жилья конечно же, хочется достичь того комфорта, который присущ обычным городским квартирам. Для комфортного проживания в частном доме должно присутствовать большое количество инженерных систем, которые существенно упрощаю жизнь. Так, практически невозможно представить устроенный быт в частном доме без электричества или водопровода. Важным атрибутом комфортной жизни за городом является также система отвода и сбора сточных вод. Она может быть построена с применением всех достижений современного строительного искусства: с использованием очистных сооружений и разветвленной системы сбора стоков. Но также канализация может быть создана с использованием принципов минимализма и с максимальной экономией строительных материалов. Существенно сэкономить на строительстве канализации вам поможет выгребная яма из покрышек.

Назначение выгребных ям

Выгребные ямы являются очень старым вариантом организации удобств на приусадебных участках. В выгребных ямах нет никаких особых технологических новшеств: они существуют практически в неизменном виде уже сотни лет. Конечно, избалованным городским жителям выгребная яма может показаться пережитком прошлого. Но если вы обустраиваете удобства на даче для временного проживания в теплый период или построили времянку, в которой живете в процессе строительства капитального дома, – выгребная яма станет отличным вариантом для сбора стоков и обустройства туалета.

Суть выгребной ямы – концентрация стоков и отходов биологического и технического происхождения. Она представляет собой резервуар, который постепенно наполняется нечистотами. При желании, выгребные ямы можно регулярно очищать. Для этого можно воспользоваться услугами ассенизаторских машин или даже откачать (вычерпать) яму самостоятельно. А можно поступить так, как поступают в деревнях – после заполнения ямы до определенного уровня ее просто засыпают. Но для этого, конечно, ее нужно выкопать в таком месте вашего участка, где не планируется никакого строительства.

Расположение выгребной ямы

Важным моментом при строительстве выгребной ямы будет выбор места ее расположения. Прежде всего, такое сооружение должно быть расположено как можно дальше от мест водозабора на вашем участке. Чем плотнее грунт, тем меньше риск проникновения загрязняющих веществ из выгребной ямы в воду колодца. Так, в песчаном грунте расстояние до водозаборных точек не должно быть менее пятидесяти метров. Если на вашем участке преимущественно глинистый грунт, то от выгребной ямы до колодца/скважины можно сократить до тридцати метров.

Если вы собираетесь регулярно опустошать выгребную яму с применением ассенизаторской машины, то не забудьте предусмотреть место для проезда транспорта.

Варианты строительства выгребных ям

Выгребную яму можно построить из следующих материалов:

  • глинистый кирпич с водонепроницаемыми характеристиками;
  • монолитный бетон с металлическим армированием;
  • деревянный брус, обработанный креозотом и смолами;
  • герметичные емкости из пластика.

Металлические бочки не очень подойдут для данных целей, так как агрессивная среда сточных вод провоцирует преждевременную коррозию железа. А вот емкости большого размера из прочного пластика вполне могут быть использованы как резервуар для выгребной ямы. Пластик будет отлично сопротивляться как воздействию внешних почвенных вод, так и стокам внутри емкости.

Но можно использовать и вторичные материалы. Отличным вариантом для строительства выгребной ямы являются старые автомобильные покрышки. Можно отметить следующие преимущества этого материала:

  • выгребную яму из старых покрышек очень просто построить самостоятельно, она легко монтируется;
  • строительство такой выгребной ямы будет довольно бюджетным (в отличие от использования монолитных бетонных стенок или водонепроницаемого кирпича, расходы на которые значительно превышают стоимость старых покрышек).

При строительстве выгребной ямы из покрышек вы можете использовать их любые модификации – от небольших изделий для легковых автомобилей, до огромных шин для грузовиков с диаметром больше метра.

Но, несмотря на очевидные преимущества строительства выгребной ямы из использованных автопокрышек, в такой конструкции имеются и недостатки .

  1. Старые покрышки смогут прослужить не более 15 лет, после чего такую выгребную яму придется ликвидировать.
  2. Такая конструкция выгребной ямы не отличается хорошей герметичностью.
  3. Слабая герметичность вынуждает выносить выгребную яму дальше от источников водозабора и жилых помещений, чем остальные конструкции.
  4. Обслуживание, ремонт и демонтаж такой ямы вызывают определенные сложности.

Как построить выгребную яму из покрышек на даче?

На начальном этапе строительства выгребной ямы из покрышек ознакомьтесь с ее чертежом, приведенным на рисунке ниже.

После изучения схемы и выбора места под яму приступаем к строительству согласно следующей пошаговой инструкции.

Конечно, для строительства выгребной ямы не стоит покупать новые покрышки. Проедьтесь по автомобильным мастерским, загляните на свалку или на задний двор мест, где концентрируются грузовые автомобили и спецтехника. Наверняка вы найдете необходимое вам число автопокрышек.

  1. Соберите десяток старых автомобильных покрышек. Их конечное количество зависит от того, какого объема и какой глубины вам требуется выгребная яма. Если вы планируете откачивать яму ассенизаторской машиной — учтите, что большинство типов такой техники не поднимает нечистоты с глубины более трех метров.
  2. После приготовления всех необходимых строительных материалов начинайте копать котлован. Для того, чтобы не вынимать лишнюю землю – целесообразно выкопать шахту, исходя из внешнего сечения имеющихся у вас покрышек. Это довольно тяжелая работа, которая может занять у вас несколько дней. Впрочем, можно воспользоваться услугами механизации и вызвать экскаватор, который сделает вам приличных размеров котлован буквально за час.
  3. После того, как вы достигли заданной глубины котлована, по центру дна с помощью обычного садового бура нужно высверлить дренажную скважину. Сточные воды бужу проходить через весь осадок и. через данную скважину – поглощаться грунтом. Чтобы в дренажную скважину не попадали твердые частицы мусора, в нее вставляется труба, которая должна возвышаться над дном не менее чем на метр. Труба на протяжении всей своей длины должна иметь отверстия. Сверху на отверстия и на торец трубы необходимо натянуть сетку из полипропилена (она послужит дополнительным фильтром).
  4. На дне котлована укладывается дренажная подушка. Ее необходимо сформировать из крупного щебня. В него можно добавить кварцевый речной песок. После этого уложите стопку старых автомобильных покрышек в яму. После укладки штабеля покрышек верхний край конструкции должен слегка выступать над уровнем земли.
  5. Чтобы сточные воды не скапливались внутри самих покрышек, их внутреннюю поверхность необходимо обработать. Для этого лучше воспользоваться электролобзиком. Срежьте с внутренней поверхности шин выступающие обода.
  6. Вставляем в конструкцию вводную трубу. Она предназначена для сброса в выгребную яму стоков из внутреннего сегмента канализационной системы дома. Отверстие в боковой поверхности можно также прорезать электрическим лобзиком.
  7. Произведите обратную засыпку котлована. Лучше всего сделать это глинистым грунтом, для обеспечения дополнительной гидроизоляции. Стенки котлована также можно укрепить дополнительными старыми покрышками.
  8. Для предотвращения проникновения стоков в грунт заполните стыки между покрышками герметиком.
  9. На верхнюю часть ямы установите крышку. Ее можно сделать из полимерных материалов или приобрести готовое изделие. Для того, чтобы стоки в выгребной яме интенсивно разлагались в нее должен поступать атмосферный кислород. Соорудите вентиляционную трубу, которая должна возвышаться над уровнем земли не менее чем на 0,6 метра.

Помните, что верхний слой, который вы снимете при копке котлована, является плодородным. Его можно использовать на грядках приусадебного участке. Неиспользованный грунт из глубины можно использовать для ландшафтного дизайна.

Строим дачный септик из автопокрышек

Кроме выгребной ямы, то есть элементарной накопительной емкости, из старых автопокрышек можно соорудить на своем участке и простейшее очистное сооружение. Им может являться выгребная яма с переливом . Это устройство уже не просто будет накапливать стоки, а проводить их минимальную очистку, существенно увеличивая промежуток времени между очистками ямы.

Цены на дренажную трубу

дренажная труба

Пошаговая инструкция строительства дачного септика из покрышек

  1. Укладываем на дне котлована подушку из щебня толщиной в 40 сантиметров.
  2. Срезаем у уложенных друг на друга шин внутренние обода.
  3. Внутри шахты размещаем бетонную трубу. Её сечение должно быть вполовину меньше, чем сечение колодца. Верхний торец трубы должен быть расположен ниже верхней покрышки примерно на 15 сантиметров, так, чтобы она забирала стоки из толщи, а не с поверхности.
  4. Труба в своей заборной части может иметь фильтрующую сетку из полипропилена.

Таким образом труба будет забирать отстоявшуюся жидкость из толщи стока и выводить ее в грунт. Этим вы существенно продлите жизненный цикл вашей выгребной ямы.

Таким образом труба будет забирать отстоявшуюся жидкость из толщи стока и выводить ее в грунт. Этим вы существенно продлите жизненный цикл вашей выгребной ямы.

Подготовка основания под дачный туалет

Если вы хотите даже при эпизодических визитах на дачу чувствовать себя комфортно, то для этого на ней должны присутствовать минимальные удобства. Обеспечить их можно с помощью такого материала, как старые автопокрышки – из них получается неплохая и функциональная выгребная яма.

Видео — Выгребная яма из покрышек

Обустроить свой дом всеми благами цивилизации является главной задачей хорошего хозяина. К счастью, сейчас есть все возможности подвести к жилому дому электричество и организовать подачу воды. А вот централизованная канализация есть не везде. Если хватает средств, то можно приобрести готовый заводской септик или соорудить его, например, из бетонных колец. В случае, когда с финансами дела обстоят не очень хорошо, выручают народные умельцы, которые придумали делать септик из покрышек своими руками. Это очень хорошая идея, но годящаяся исключительно для дома с небольшим количеством жильцов.

Людям, не особо сведущим, может показаться, что выгребная яма и септик — это разные названия одного и того же канализационного сооружения. Это в корне неправильно. Септик, в отличие от выгребной ямы, является более современным и модернизированным видом канализации.

Он состоит из двух, связанных между собой, резервуаров. Сточные воды по канализационной трубе попадают в первый — накопительный. В нём происходит первичная очистка: крупные частички оседают на дно и очищающие бактерии начинают их переработку. Во второй резервуар, который обычно несколько меньше, чем первый, попадают уже частично очищенные стоки, где продолжается работа бактерий. Примерно 95% всего объёма, попадаемого в септик, в конечном итоге выводится в виде чистой воды.

Если сравнивать все характеристики выгребной ямы и септика, то станет понятным и очевидным бесспорное преимущество септической канализации. Она показывает гораздо большую эффективность.

Преимущества септика из автомобильных покрышек

  • Доступность и обилие материала . Старые покрышки можно накопить самостоятельно или попросить на ближайшем шиномонтаже. Их охотно отдадут, ведь у сотрудников СТО будет меньше проблем с утилизацией шин.
  • Замечательная производительность . Если всё правильно рассчитать и ответственно подойти к сооружению самодельного септика из покрышек, то можно достичь даже большей его эффективности, нежели у некоторых заводских экземпляров.
  • Низкая стоимость . Устройство канализационного колодца из покрышек может обойтись и вовсе даром, если покрышки собирать самостоятельно, а к выполнению земляных работ не привлекать наёмных рабочих.
  • Простота монтажа . Чтобы установить многие заводские септики, приходится использовать не одну дополнительную пару рук, а канализация из покрышек своими руками настолько доступна в монтаже, что можно сделать всё без чьей-либо помощи.

Недостатки септика из покрышек

  • Это канализационное сооружение не подходит для использования в домах, где проживает более 3-х человек.
  • В зимний период использование септика из шин затрудняется, ведь несмотря на тщательное утепление, материал покрышек всё равно промерзает и содержимое такого колодца не перерабатывается бактериями.
  • Какого бы размера покрышки ни были установлены, их содержимое придётся откачивать не реже, чем раз в квартал.
  • Два раза в год необходимо производить осмотр соединений между шинами, чтобы вовремя выявить места протечек и загерметизировать стыки.
  • Срок службы такого дачного септика из покрышек, даже при тщательном уходе и бережной эксплуатации составляет не более 15 лет.
  • Если не установить вентиляционную трубу, из-под крышки септика может время от времени появляться неприятный запах.
  • Капитально ремонтировать своими руками септик, выполненный из старых автомобильных покрышек не рекомендуется, поэтому при разъедании материала шин, необходимо переделывать всё заново.

Если все «за» и «против» взвешены и принято решение в пользу строительства канализации из покрышек — можно приниматься за работу.

О ливневой канализации вы можете узнать из . В чем ее функции и каких типов она бывает.

А еще у нас есть материал о том, как сделать .

Требования к расположению

  • Канализацию в частном доме из покрышек лучше располагать с подветренной стороны дома. Этот нехитрый приём позволит оградить себя от «наслаждения» неприятными запахами, доносящимися из-под крышки канализации.
  • Чтобы не переживать о переполненности стока, лучше изначально установить покрышки с максимально возможным диаметром и в количестве 5-7 штук. В этом случае, даже при постоянном проживании трёх человек в доме, объёма септика будет предостаточно.
  • Во время копки ям для каждого из резервуаров необходимо периодически проверять диаметр с помощью одной шины, чтобы постепенно не сужаться.
  • При земляных работах удобней всего использовать две разные лопаты с длинными черенками. Штыковая предназначена для рыхления земли, а совковая — для выбирания взрыхлённого грунта из ямы.
  • К септику из покрышек можно подводить не только канализационные коммуникации из дома, но и из уличных умывальника или летнего душа.
  • Внутренний обод покрышек обязательно нужно срезать, чтобы в закруглениях не скапливались непереработанные грязь и мусор.
  • Для скрепления покрышек лучше всего использовать пластиковые «хомутики». Они не склонны к повреждениям влагой и довольно легко крепятся.
  • Вентиляционная труба должна немного возвышаться над крышкой септика (не менее 60 см). Чем ближе резервуары к жилым сооружениям, тем выше должна быть труба.
  • Для удобства в крышке септика можно сделать смотровое окошко и прикрыть его куском плотной резины. Так будет намного проще контролировать степень заполненности ёмкостей.
  • Для утепления септика, перед засыпкой песка или щебня шины можно обернуть рубероидом или плотным полиэтиленом. Этот же приём применяется, если есть хоть малейший риск попадания неочищенных стоков в грунтовые воды.
  • Опытные хозяева рекомендуют посадить возле резервуаров какое-то влаголюбивое дерево: плакучую иву, ольху или ракиту. Растение будет впитывать в себя все излишки воды.

Септик из покрышек своими руками видео

В этом разделе вы можете посмотреть видео по теме нашей статьи.

Благоустроенный дом – это, прежде всего, жилье, где проведена канализация. К сожалению, не везде есть условия для обустройства коммуникаций. Зачастую приходится прибегать к необычным способам ее создания, например, устраивать септик из покрышек, простому и практичному варианту, позволяющему без особых затрат обеспечить свой дом канализационной системой. Однако нужно понимать, что подобное сооружение не предназначено для больших объемов сточных вод, поэтому его выбирают в том случае, если канализацией будет пользоваться небольшое количество человек.

Септик: отличие от выгребной ямы и принцип работы

Многие мысленно ставят знак равенства между выгребной ямой и септиком, уверенные в том, что раз их приходится выкачивать, то и разницы никакой нет. Однако это не так. Разница колоссальная. Выгребная яма – это обычный резервуар, который опорожняют по мере его наполнения. Тогда как септик, обустроенный из покрышек, представляет собой систему, осуществляющую биологическую очистку сточных вод. Ему тоже временами требуется откачка, но гораздо реже, чем выгребной яме.

Система состоит из двух герметичных резервуаров, соединенных между собой. В первую емкость сточные воды попадают прямо из канализационной трубы. Этот участок можно считать зоной первичной очистки, в которой происходит оседание крупных частиц загрязнений. Здесь же начинается работа бактерий, очищающих стоки.

Нечистоты оседают на дно, только первично очищенная вода доходит до зоны перелива, которая находится в верхней части, и попадает во вторую камеру. Она несколько большего объема, чем первая. Здесь активная работа бактерий продолжается, только происходит она гораздо интенсивнее.

Основные правила обустройства конструкции

Выбирая место для септика нужно учитывать следующее:

  • Между верхним уровнем грунтовых вод и дном сооружения должно находиться не менее метра почвы.
  • Расстояние от питьевого водозабора до септика – не меньше 50 м для песчаных почв и 20 метров для глинистых.
  • Должен быть предусмотрен свободный подъезд для ассенизационной машины.
  • Расстояние о дома до септика – не меньше 5 м.
  • По возможности сооружение обустраивается так, чтобы его уровень находился ниже водозабора, то есть в сторону естественного уклона ландшафта.

К септику обязательно подводится канализационная труба. Чтобы она не пострадала в холода, лучше всего проложить ее ниже уровня промерзания грунта. Можно обустроить специальный защитный короб, в котором она будет надежно защищена от механических повреждений и сможет без последствий «играть» от разниц температур.

Особенности монтажа системы

Выбрав место для сооружения, нужно определиться с его объемом. Обычно считается, что он должен быть равен как минимум троекратному размеру суточных стоков. Исходя из этого, рассчитывается примерная глубина сооружения. Чаще всего она равна высоте 5-7 покрышек.

Учитывая, что шины могут быть самыми разными, как от легковых машин, так и от мощной сельскохозяйственной техники, варьируется и объем конструкции.

При укладке покрышек в яму их можно скреплять друг с другом, тогда конструкция будет прочнее

Работы ведутся поэтапно:

  • Разметка. Берется покрышка, предназначенная для первого колодца, и укладывается на землю. По ней размечаются размеры будущего колодца. На некотором расстоянии укладывается покрышка, предназначенная для второй емкости. Она может быть большего диаметра, поскольку объем второго колодца должен быть больше. По ней так же проводится разметка. Затем выкапывается яма нужного размера под обе емкости.
  • Обустройство дна колодцев. Оно не должно пропускать нечистоты в грунт. Поверхность можно забетонировать или обустроить так называемую «глиняную заглушку», шириной в 20-25 см.
  • Подготовка шин. В каждой из покрышек при помощи электролобзика аккуратно снимается верхняя часть. После монтажа такие детали образуют колодец с более ровными стенками, что помешает нечистотам на них задерживаться.
  • Монтаж покрышек. Шины укладываются одна на другую. При этом для прочности соединения можно их попарно прокалывать и связывать проволокой. Каждый стык и шов тщательно промазывается герметиком. Между колодцами на высоте примерно 2/3 от дна должна быть вставлена переходная труба, под которую выпиливается отверстие. В верхней части первого колодца так же выпиливается отверстие под канализационную трубу, протянутую от дома.
  • Укладка трубы между колодцами. Для этих целей подойдет обычная пластмассовая канализационная труба. Так же вставляется и закрепляется внутри отверстия конструкция, подводящая стоки из дома.
  • Засыпка ямы. Для этих целей можно использовать песок или грунт, который был вынут при копке ямы. Производится операция осторожно, чтобы не повредить целостность сооружения.
  • Обустройство крышки. Колодцы обязательно закрываются крышками, желательно, чтобы материал, из которого они изготовлены, не подвергался гниению.

Конструкция готова к эксплуатации.

Переливная труба между емкостями монтируется в выпиленное в покрышках отверстие

Главное достоинство такого варианта – дешевизна и простота в монтаже. Существуют, однако, и недостатки:

  • Небольшое количество сточных вод, которые она может переработать.
  • Довольно высокий риск заражения почвы нечистотами, поскольку сложно добиться от покрышек полной герметичности.

Также, собираясь обустроить такой септик из покрышек своими руками, нужно понимать, что сооружение относится к классу септиков-накопителей, поэтому требует откачки скопившейся жидкости.

Некоторые владельцы загородных строений предпринимают попытки обустроить полноценный трехкамерный септик из шин. Однако стоит заметить, что хотя технически это вполне возможно, покрышки – не лучший материал для подобных конструкций. Вряд ли удастся обеспечить необходимую для эффективной работы септика герметичность. Кроме того, соединенные между собой шины в результате сезонных температурных колебаний почвы могут постепенно сдвигаться, что еще больше нарушает герметичность каждой камеры. Как септик-накопитель конструкция из покрышек служит очень хорошо, позволяя пользоваться благами цивилизации даже вдали от города.

При условии редкой сезонной посещаемости дачи (например, только для грядок или сбора урожая), нет необходимости в установке дорогих станций очистки или . Канализационная система, работающая без максимальной нагрузки, вполне обойдётся простейшей ямой, стенки которой собраны из старых автомобильных покрышек.

В такую яму можно сбрасывать, как воду из душа и раковин, так и содержимое домашних туалетов. А строительные работы не требуют от хозяев никаких особых навыков. Себестоимость канализации будет чрезвычайно низкая. Ведь основной строительный материал достаётся зачастую бесплатно от знакомых или соседей, заменивших старые покрышки своего автомобиля новыми.

На первый взгляд, у такой канализационной ямы множество достоинств:

  • она может обойтись хозяевам бесплатно;
  • на строительство уходит максимум один день;
  • могут использоваться покрышки любых размеров;
  • строить можно в одиночку.

Однако имеются у такого сооружения и серьёзные недочёты такие, как:

  • малый срок эксплуатации (в среднем до 10 лет);
  • плохая герметичность секций (фактически её отсутствие);
  • присутствие неприятного запаха;
  • низкая производительность;
  • нецелесообразность ремонта или демонтажа.

Кроме того, сооружение такого типа абсолютно не подходит для участков с .

Попадание канализационных отходов в поверхностные и грунтовые воды чревато распространением опасных для человеческого здоровья инфекций.

Принцип работы

Яма является фактически отстойником с возможностью фильтрации содержимого в окружающий грунт. Сквозь просветы стенок жидкость постепенно уходит в почву, а крупная органика оседает на дно. Гниение – обязательный атрибут ямы.

В то же время нельзя ставить знак равенства между классической и септиком, сооружённым из покрышек! У последнего наблюдается гораздо более редкое откачивание с привлечением ассенизационной техники.

При желании из покрышек можно соорудить простейшую очистную систему. Для этого две ямы (колодца) соединяют между собой переливными трубами. Первичный отстойник забирает на себя большую часть крупных органических примесей. Во второй камере находится только частично осветлённая вода, которая быстрее впитывается в грунт.

В этом случае процессы разложения ускорятся и частично уменьшится присутствие канализационного запаха.

Как это устроено?

Яму под покрышки копают только на участках с глубоким залеганием грунтовых вод! Минимальное расстояние от дна сооружения до верхнего водного пласта составляет 100 сантиметров.

Следует учитывать также возможную опасность загрязнения питьевой воды. Поэтому яму размещают с учётом особенностей грунта и расстояния до или . Для песчаников это 30 метров, а для глинистых почв – 20 метров. От жилых строений конструкцию отделяет не меньше 5-6 метров.

Желательно расположить сооружение на естественном уклоне участка, то есть, ниже уровня водозабора. Трубы и сама канализационная ёмкость обязательно размещаются ниже точки промерзания почвы в конкретном регионе! Некоторые находчивые хозяева заключают и трубы и ёмкость септика в специальный короб из древесины. Такая инженерная особенность предотвращает деформацию при возможном замерзании грунта.

Какие материалы подойдут?

Как было сказано выше, в ход можно пустить любые покрышки. Естественно, это будут уже бывшие в употреблении, порядком изношенные изделия. Но износ никак не повлияет на сохранность покрышек в грунте – резина не гниёт и не вступает в реакцию с агрессивными средами.

Чтобы увеличить объёмы сооружения, желательно выбрать покрышки от крупного автотранспорта (если есть возможность) – грузовых машин, тракторов, автобусов. Покрышки для отечественных легковых машин имеют металлический каркас, обеспечивающий дополнительную жёсткость.

Как построить?

Для работ потребуются такие инструменты и материалы:

совковая и штыковая лопата;

  • нож для резки резины;
  • электрический лобзик;
  • канализационные ;
  • проволока для крепления деталей конструкции;
  • крышка (люк) подходящего диаметра;
  • песок для обсыпки, но можно использовать обычный грунт;
  • покрышки в количестве 5-7 штук (столько потребуется для обслуживания двух-трёх человек).

Поэтапный монтаж выглядит следующим образом:

  1. Производится разметка под обе секции септической системы. Для этого покрышку размещают на земле и отмечают периметр.
  2. Выкапывается общая яма с небольшим запасом для обеспечения свободного хода при опускании покрышек. Дно котлована можно засыпать песком, глиной (обеспечивается дополнительная герметичность) или залить бетоном (такое основание препятствует деформации при пучении грунта).
  3. Подготавливаются детали конструкции – у каждой покрышки лобзиком снимается верхняя часть, что обеспечивает максимально ровную поверхность стен (нечистотам будет не на чем задерживаться).
  4. Шины поочерёдно опускаются в яму и связываются проволокой. Дополнительной герметичности можно добиться, смазав стыки клеем для резины.
  5. Между колодцами устанавливается переливная труба (примерно в двух третях от дна конструкции).
  6. Канализация подключается к первому колодцу. Для этого в покрышке вырезается отверстие. Для подключения используется резиновая муфта и герметик.
  7. Котлован засыпается грунтом или песком. Засыпка тщательно утрамбовывается по периметру сооружения.
  8. Сверху устанавливается крышка. Это может быть люк из полимера, железная или деревянная крышка.
  9. Вокруг обустраивается подъездная площадка на случай вызова ассенизаторов. На этом строительные работы считаются завершёнными.

А чтобы избавиться от неприятного запаха, необходимо установить трубу. Чем ближе канализационный сток к жилым строениям, тем выше должна быть труба. Также многое зависит от господствующих ветров в конкретной местности. Сооружение лучше располагать так, чтобы ветер уносил запах в сторону от дома.

Ошибки, допущенные при монтаже, бывают такими:

  • не соблюдается уклон основного трубопровода – отходы медленно стекают, труба засоряется;
  • не соблюдается уровень между входящей и выходящей трубой – переливная труба должна быть
  • ниже входящей канализационной, между колодцами она также располагается под уклоном в 20 сантиметров;
  • сооружение находится выше точки промерзания грунта – зимой страдают трубы;
  • сооружение погружено в грунтовые воды – рабочие ёмкости заиливаются, нередко всплывают, инфекция попадает в почву.

Стоимость сооружения

Если хозяевам не удалось получить покрышки бесплатно, можно приобрести бывший в употреблении комплект из двух штук этих изделий по цене от 1 200 рублей. Есть и более дешёвые варианты выбора.

Строительные работы выполняются самостоятельно либо с привлечением землекопа и сантехника. Диапазон расценок на земляные работы колеблется в пределах 240-600 рублей за один кубический метр объёма. Услуги сантехника обойдутся в сумму от 500 рублей (актуально для Московской области).

Как эксплуатировать?

Использование такой канализации подчиняется всем основным правилам, применяющимся к любым канализационным системам.

Грамотно смонтированная канализация подразумевает:

Владельцы частных домов и дачных участков часто сталкиваются с проблемой вывода . Даже если на даче нет централизованного водоснабжения, многие решают этот вопрос с помощью забивки скважины и установки насосной станции, а вот с отводом использованной воды дело обстоит хуже, ведь засорять свой участок сливными колодцами никто не хочет. На помощь придут самодельные септики, которые будут служить не только накопителями, но и очистителями грязной воды.

Требования к септику из автомобильных покрышек

Перед выполнением такого накопителя следует уточнить, где его можно расположить. Тем, кто планирует постоянное проживание у себя на участке, септик из шин может служить лишь временным решением вывода канализации. Он больше подходит для дач, водопровод которых используется только в «горячие» сезоны.

Перед закладкой такого отстойника для канализации нужно проверить, возможно ли это на выбранном под него месте:

  • Расстояние от септика до фундамента жилого дома выдерживается больше 10 метров, что предупредит размывание основания жилья.
  • Залегание грунтовых вод должно быть ниже 5 метров, иначе содержимое септика попадет в них.
  • Такой вид септика может нормально работать только на песчаных почвах, поскольку они хорошо фильтруют воду, и не будут застаиваться в отстойниках.
  • Отстойник из шин применим только для местностей, у которых грунт не промерзает глубоко. Это условие позволяет избежать пучения земли во время оттаивания или в сезон дождей, и обезопасит конструкцию от разрушения.
  • Септик из покрышек может применяться только для отстаивания серых стоков (мыльной воды из раковин, ванн и бытовой техники), а содержание в них черных стоков (отходов из унитаза) может привести к небезопасной ситуации в случае протечек такой конструкции.
После проверки соблюдения предъявляемых к месторасположению септика требований можно изучить пошаговое руководство по его обустройству. При этом не потребуются большие материальные вложения, если использовать старые автомобильные шины.

Выбор автомобильных шин для скептика

Установка будет состоять из нескольких камер. Необходимо продумать их объем согласно строительным нормам. В первом приемочном отсеке должно помещаться столько отработанной воды, сколько семья, живущая в доме, расходует за 3 дня.

Для сооружения такого септика не принципиально важно, с какого автомобиля сняты покрышки – легкового или грузового.


Если будут использоваться шины с большой техники, тогда будет достаточно использовать 3-4 штуки, а если легкового авто, то их количество увеличивается до 5-7 штук. Все зависит от необходимого объема камер. Если имеется стальная труба большого диаметра можно вместо одного из отсеков использовать ее.

Пошаговое описание монтажа септика

Перед установкой покрышек их обода нужно обрезать электролобзиком. Впоследствии это облегчит очистку септика и обеспечит беспрепятственное стекание воды с их внутренних стенок.


Септик монтируется следующим образом:
  1. Подвод коммуникаций . Из дома под фундаментом требуется вывести канализационную трубу. Вначале вручную вырывается узкий неглубокий ров, на дно которого под определенным уклоном она прокладывается. Для того чтобы труба не промерзала и не пострадала от механического повреждения, ее нужно утеплить, а затем сверху обшить коробом.
  2. Выполнение разметки . Чтобы понять, каких размеров нужно вырыть котлован, необходимо на поверхности предполагаемого септика расположить шину, предназначенную для закладки в правую камеру, и обозначить ее диаметр. Затем следует отступить небольшое расстояние (до полуметра) и приложить покрышку для второй камеры, и также обвести ее. В зависимости от количества отсеков разметить площадь, необходимую для выполнения всего септика.
  3. Рытье котлована и камер . Существует два варианта: в первом случае с помощью тракторной техники вырывается квадратная яма, а уже в ее дне выполняются углубления под шины. Второй вариант предполагает выкапывание нужных диаметров прямо на поверхности грунта. Все ямы под шины выполняются вручную, используя лопаты: штыковой разбивается и разрыхляется грунт, а совковой с заостренным концом извлекают его из полученного углубления. После выкапывания котлована останется много плодородной почвы, которую можно перенести в сад или на грядки. Небольшая ее часть понадобится для засыпания септика сверху.
  4. Бурение дренажной скважины . Когда все ямы будут выкопаны до нужной глубины, в их дне нужно садовым буром выполнить скважину. В нее устанавливается труба, конец которой должен находиться выше дна котлована на 1 метр. Такое расстояние необходимо, чтобы в нее не попали крупные частицы стоков. В теле трубы проделываются отверстия, через них и будет осуществляться дренаж воды. Для защиты проделанных отверстий и верха трубы используют полипропиленовую сетку. Дренажная труба нужна для проведения воды через все слои грунта и предупреждения ее застаивания внутри септиков.
  5. Выполнение дренажного слоя . На дно полученной ямы под шины засыпается слой щебня толщиной примерно 10 см.
  6. Установка покрышек . Шины укладываются на мелкофракционный щебень, которым засыпано дно ям. Они располагаются соосно одна над другой. Стыки 2 близлежащих покрышек заделываются герметиком, который исполняет роль изоляционного слоя. Для надежности крепления можно в стенках шин выполнить несколько мелких отверстий и продеть в них проволоку, которая сможет обеспечить крепкую связь. Образовавшиеся пустоты между покрышками и котлованом засыпаются землей или песком. В некоторых случаях их заливают цементным раствором. Высоту покрышек нужно рассчитать так, чтобы самая верхняя шина немного выступала над уровнем земли.
  7. Разводка труб . Перед укладкой верхней шины первого колодца на ней следует с помощью электролобзика выполнить отверстие, в которое будет подводиться вводная труба. Также нужно проделать отверстия в покрышках, расположенных на 2/3 выше дна котлована. В них будут устанавливаться соединительные трубы, через которые жидкость будет перетекать из одной камеры в соседнюю.
  8. Установка люков . Сверху полученные колодцы должны быть закрыты пластиковой или полимерной крышкой. В крайнем случае, нужно изготовить деревянный ее аналог и обернуть рубероидом. Допускается первую камеру вообще запечатать, но только раз в год менять люк и проверять ее герметизацию.

Принцип работы готового септика

Пройдя все описанные шаги можно стать обладателем надежного и экономичного септика. довольно прост:
  • Сточные воды, выводясь по канализационной трубе из дома, попадают в первый отстойник, где происходит частичный их дренаж. Здесь же она частично освобождается от тяжелых веществ.
  • После заполнения большей части объема камеры стоки по соединительной трубе начинают переливаться в соседний отстойник. Там они перерабатываются и просачиваются в грунт. Благодаря находящимся там гнилостным бактериям они отлично усваиваются почвой.
  • Если имеется еще одна камера, то при заполнении второго отстойника излишки отстоявшейся воды перетекают в нее. Процесс перетекания повторяется в зависимости от количества камер.


Чем больше камер, тем более чистой получается вода на выходе. Уже после четвертого колодца ее можно применять для строительных целей и поливать ею огород.

Выполнение септика из 4-х колодцев (видео)

Наглядный пример выполнения септика из покрышек показан на предложенном видео.

Конструкция

Рассматриваемый септик состоит из 4 колодцев, 3 из которых выполнены из старых покрышек. Четвертым колодцем является труба диаметром около метра. Все колодцы заглублены в землю, а сверху них будет заливаться монолитная плита, и засыпаться грунтом.

Каждый септик выполнен глубиной в 4 метра. Между собой колодцы будут соединены общей пластиковой трубой. В каждом из них будет заглублен идущий от нее патрубок. Лучше всего заглубить его в колодец на длину более 100 см, поскольку при малом его размере вода будет забираться только с верхнего слоя, а на нем могут плавать различные включения. Принцип работы такого септика состоит в постепенном очищении воды. Она, перетекая из одного колодца в другой, становиться чище.

Прокладка трубы

Общий объем такого септика при учете, что 3 колодцев выполнены из стандартных автомобильных покрышек, примерно равен 14 кубам. Для вывода канализации из дома используется НПД труба («полиэтилен низкого давления») с толщиной стенки 6 мм. При работе с такой трубой нужно учесть, что она выполняется неровной, так как идет в рулонах. Во время ее укладки, чтобы избежать контр уклонов, нужно четко выполнить уклон от дома к септику, натянуть нить и между ней и трубой выдерживать одинаковое расстояние. Плоскости нужно проверять правилом оси, после чего можно засыпать пройденный участок, трамбовать и укладывать следующий участок трубы.

Котлован под рассматриваемый септик был выкопан трактором. Яма получилась размерами 4,5х1,0х5,2 метра.

Септик из старых автопокрышек – отличный вариант для тех, кто хочет решить свои проблемы с выводом канализации. Но такое устройство из-за ненадежности материала имеет ограниченный срок эксплуатации – не превышает 15 лет. Желательно каждые полгода проверять герметичность соединений покрышек, в случае утечек их необходимо полностью менять, так как ремонту они не подлежат. Для устранения неприятных запахов, исходящих из такого септика, нужно восстановить вентиляционную трубу.

Что еще почитать