Расписать своими руками деревянную заготовку — будь то рама для зеркала, детский стульчик или пасхальное яйцо — приходит в голову многим, особенно когда в семье появляются дети. Мамам хочется добавить в интерьер индивидуальности, а маленьким мастерам — оставить свой след. Однако найдя в продаже подходящее неокрашенное изделие, большинство начинающих художников сразу берутся за краски, пренебрегая подготовкой поверхности. Расскажем, как сделать роспись по дереву по всем правилам.
Неокрашенные деревянные заготовки называют «белье». Они требуют к себе особого отношения. Их надо тщательно выбирать, обращая внимание и на саму текстуру дерева, и на форму заготовки. Ведь работа над изделием начинается уже с этого момента. Древесина — живой материал, и хорошо бы знать свойства и различия ее видов.
Липа традиционно считается в России лучшим материалом. У нее чистая, легкая, податливая, мягкая древесина. Особенно ценятся заготовки не пиленые, а колотые. Липа стоит сейчас уже не так дешево, как раньше. И это справедливо. Да и совесть уже не позволяет попусту тратить эту красавицу. Липа легко принимает краску, поэтому метод тонировки может быть самым приемлемым для нее.
Береза стоит по популярности на втором месте после липы. Ее древесина слегка сероватая, более плотная, тяжелая. Иногда с «родинками».
Осина на первый взгляд кажется похожей на липу. Однако если липа «теплая», то осина — холодная на ощупь, и ею принято брезговать. Ее текстура неоднородна, усыхая, она коробится, а яичные заготовки плющит. Распознать осину можно и по мрамористым разводам, и по заусеницам.
Хвойные породы. Ель и сосна — традиционная северная древесина. Хвойные имеют желтоватую древесину, по текстуре неоднородны, волокнисты и с выраженными смолистыми участками. Из них предпочитали делать только крупные формы. Магазин IKEA предлагает множество заготовок из сосны, и только ленивый не расписал еще квадратное «икейское» зеркало.
Бук попадает к нам преимущественно из Буковины — Западной Украины. Древесина темного цвета с розовато-белым отливом. Очень плотная, тяжелая и, как дуб, — в узкую насечку. По хорошо отшлифованному буку можно рисовать даже без грунтовки. Однако бук «ведет», он перекручивается и поэтому не может считаться очень хорошим материалом под роспись.
Дуб — красивая, благородная древесина серовато-желтоватого цвета. Текстура его неоднородна, как и у бука. Он хорош уже сам по себе. И закрашивать его жалко.
Заготовки из шпона и папье-маше предлагает нам хобби-индустрия. Эти более щадящие природу варианты имеют много преимуществ. Заготовки легкие, изящные и любых форм-конфигураций. Папье-маше нуждается в полной окраске поверхности, а вот шпон лучше тонировать.
Фанера — также хороший материал под роспись. Тонирование, как и у шпона, выявляет красивый природный рисунок древесины. Очень хорошо окрашивается и обрабатывается. На ее безупречно гладкой поверхности легко рисовать.
Работая с материалом, не забывайте, что он — живой. Он дышит, его может от чего-то коробить. Поэтому обращайтесь с заготовками любя, и тогда получится, что предмет сам подскажет вам наилучший вариант его декорирования.
Грунты — это вспомогательные материалы для пропитки древесины. Они нужны для того, чтоб краска ложилась ровнее, а при финишной обработке лаки и прочие материалы не «проваливались». При работе с традиционными заготовками из липы и березы отдадим предпочтение и старым рецептам грунтовки крахмалом и яичным белком .
Картофельный крахмал лучше всего годится для заготовок из липы. Он не только хорошо уклеивает поры, но и придает дереву приятный белый налет.
Готовят крахмальный грунт так же, как и кисель.
Яичный белок тоже может стать грунтом. Аккуратно отделите белок от желтка, удалите жгутик, слегка взбейте и рукой обмажьте поверхность. Все правила обработки точно такие же, как и с картофельным крахмалом.
Один слой нитролака (НЦ) также может считаться грунтом. Лак должен быть негустым, при необходимости его можно разбавлять растворителем № 646 или ацетоном. Лак наносится на поверхность, просушивается и перед росписью обрабатывается наждачной бумагой.
Акриловые грунты — современные материалы, однако найти прозрачный грунт не всегда легко, а плотные белые и черные грунты не очень-то годятся для росписи, разве что в каком-то особом случае.
Грунт-колер — это, по сути, не разбавленная водой краска (темперная или акриловая), которой окрашена поверхность. Такой способ позволяет не только подготовить основу, но и одновременно придать ей сразу нужный фон.
Тонировка — это изменение цвета древесины с сохранением ее текстуры. Продаются пропитки типа «Пиноколор», но любая разведенная пожиже краска тоже может быть хорошим тонирующим средством. Наносить краску лучше поролоном, аккуратно и быстро втирая его в одном направлении. Древесина после высыхания всегда ощеривается, и ее надо сгладить наждачной бумагой.
Многие российские мастера до сих пор используют для финишной отделки масляный лак ПФ, АК и нитролак НЦ, однако существуют и другие составы для внутренних работ, которые и сохнут быстрее, чем ПФ, и лучше, чем НЦ, по многим свойствам.
Акриловые лаки , конечно, были созданы для акриловых красок. Но ими можно покрыть и темперную роспись. Их преимущество в том, что они на водной основе, считаются экологически безопасными, легко наносятся и быстро сохнут. Однако после высыхания эти лаки слегка залипают, особенно под воздействием тепла. Поэтому нежелательно покрывать ими такие предметы, как, например, деревянные браслеты. Некоторые лаки при повышенной температуре дают временную белесость, которая потом проходит. Например, столешница, обработанная некоторыми акриловыми лаками, может временно побелеть под чашкой с горячим кофе.
Наносить лак на плоские большие поверхности лучше всего широкой плоской синтетической кистью с мягким ворсом быстрыми движениями по наикратчайшим отрезкам. Покрывая лаком доску, сперва пройдитесь кисточкой по торцам, а потом по основной поверхности. Особое внимание уделите торцам: важно, чтобы на них не затек лак.
Залачить небольшие токарные формы типа яйца можно способом погружения . Обычно в этом случае выбирают масляный лак.
Способ растекания подходит для покрытия лаком мелких предметов: брошей, пуговиц и т.п. Для удобства наклейте на твердую основу кусочек двухстороннего скотча по размеру изделия, а уже на него — само изделие и слегка коснитесь его в центре кисточкой, сильно наполненной лаком.
Лучше для этого использовать не плоскую кисть, а мягкую круглую, желательно натуральную. Чтобы хорошо растечься по поверхности, лак не должен быть густым. Оптимальный вариант — лак ПФ.
Жидкий воск и мастика придают деревянной поверхности мягкий блеск и благородный вид. Очень хорошо зарекомендовали себя жидкие воски. Некоторые из них перед нанесением нужно разогреть на паровой бане, некоторые в этом не нуждаются. Кристаллизация восков происходит наилучшим образом не под воздействием тепла, а от холода. Поэтому сушить их лучше на сквозняке. Воски бывают бесцветные и тонированные, некоторые даже с отдушками.
В первую очередь, конечно же, нужен предмет, который вы будете расписывать. Это может быть разделочная доска, деревянная игрушка, шкатулка, табуретка. Вам понадобятся также краски. Расписывать деревянные изделия можно темперой, гуашью, масляными красками, но сейчас особенно популярны акриловые краски. У них масса преимуществ: они быстро сохнут, не тускнеют при высыхании, не осыпаются, работу не нужно покрывать лаком. Кроме того, ассортимент акриловых красок довольно велик. Вам понадобится состав для грунта (его можно купить в том же отделе, что и краски, или же сделать самим из воды и мела). Купите несколько беличьих или колонковых кисточек разной толщины, а также наждачную бумагу с крупным и мелким зерном. Если вы пока не умеете рисовать, вам очень пригодится копировальная бумага, с помощью которой вы сможете перенести на доску готовый рисунок.Вконтакте
Расписать деревянное изделие своими руками не так уж сложно, было бы желание.
Для начала, нужно определиться с выбором деревянной заготовки. её можно приобрести в художественном салоне или у
Заготовка — птичка , CC BY-SA 4.0При выборе заготовки необходимо обратить внимание на её внешний вид и качество. На ней не должно быть сучков, трещин.
Не раскрашенные деревянные заготовки называются «бельё».
Для росписи потребуются краски и кисти. Кисти могут быть разнообразны. Их выбор зависит от будущего рисунка, его стиля. Для «кистевой» росписи потребуется набор мягких кистей разной толщины и мягкости.
Дар Ветер , CC BY-SA 3.0Краски могут так же быть различны. Подойдёт гуашь, темпера, акварель, акрил. Для начинающего художника наиболее подойдёт акрил. Эта краска на водной основе, проста в использовании, не имеет запаха, быстро сохнет и не расплывается под лаком.
Перед росписью на изделие следует нанести грунт. Его можно приготовить в домашних условиях. Подойдёт картофельный крахмал, мука или клей ПВА.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0Крахмальным клейстером хорошо обработать липу, берёзу, клён. А вот сосна не любит мокрые грунты. Грунт наносят пока он тёплый. Делают это рукой, равномерно распределяя по поверхности. После просушки слегка проходят наждаком и повторяют грунтование.
Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0Так же можно использовать яичный белок, слегка взбитый, желатин, разведённый ПВА. Под масло, темперу, гуашь можно применять нитролак.
Рисунок на изделие наносят несколькими способами. Можно использовать копирку, нанесение предварительного рисунка карандашом, но можно рисовать и сразу, нанося роспись краской.
Путеводитель по русским реёслам , CC BY-SA 4.0Если изделие мелкое или из-за особенностей формы его неудобно держать, рекомендуется использовать шило, заготовку насаживают на остриё и держат за ручку шила, поворачивая как удобно.
Когда изделие расписано, нужно обязательно рисунок закрепить, для этого изделие покрывают лаком, чаще всего - акриловым. Также могут применяться лаки мебельные (нитролаки) или масляные.
Выбор лака зависит от того, какое именно изделие расписывается. Например, акриловый лак под воздействием тепла может делать деревянные изделия слегка липкими, поэтому деревянные украшения вроде браслетов или бус покрывать таким лаком нежелательно.
Крахмальный или мучной клейстер для грунта готовят так:
На стакан горячей воды взять столовую ложку муки или крахмала. Развести небольшим количеством холодной воды. Когда вода закипит, влить её в кашицу, постоянно помешивая.
Необходимый набор кистей:
torange.ru , CC BY-SA 3.0Что сделать, если на вашем изделии сучки?
Оно должно хорошо открываться и закрываться
Не должно быть больших неровностей.
При гуашевой росписи возникают некоторые сложности:
Если есть необходимость использовать именно гуашь, её рекомендуется смешать с клеем ПВА. В результате получается подобие темперы.
При нанесении узора или рисунка возможны ошибки, случайные мазки, кляксы. В этом случае рисунок можно просто немного изменить, превратив «кляксу» в цветочек, а мазок - в травку.
Другая проблема, с которой вы можете столкнуться - отметины от сучков. Если посмотреть на них не как на деффект, а как на декоративный орнамент, то можно просто включить их в роспись, выстроив под них композицию.
С детьми младшего возраста лучше расписать несложную форму, без большого количества мелких деталей. Поверхность не должна быть слишком большой, чтобы ребёнок, в процессе работы, не устал.
Относительно здоровья или возможной аллергии, особых рекомендаций нет. Все перечисленные материалы - на водной основе, не имеют резкого запаха.
Особое внимание нужно обратить разве только на завершающий этап - покрытие лаком. Если ребёнок мал, эту процедуру лучше выполнить взрослому. Конечно, у детей склонных к аллергии, необходимо учитывать индивидуальные особенности.
Важное место в культурном наследии Древней Руси занимает роспись по дереву. Вазы, дощечки, шкатулки, лари, деревянную посуду, настенные панно, подносы, прялки раскрашивали яркими красками и передавали из поколения в поколение.
Расписные предметы быта и интерьера украшают дома, квартиры и современных любителей этого старинного искусства. Сегодня широко используют декор мебели, посуды, музыкальных инструментов и различной сувенирной продукции.
Прежде чем определиться, какой стиль подойдёт для новичка, необходимо ознакомиться с классикой. Существует множество техник и видов росписи по дереву. Этим искусством издревле занимались и взрослые, и дети. Они изображали цветы и сцены из былин на деревянной посуде, предметах интерьера, панно. Орнаменты, рисунки, узоры - в каждом уезде имели особенности и значение. Зачастую название роспись получала от названия города, где зародилась техника.
Главное место в этом виде искусства занимает классическая роспись по дереву.
К ней относятся:
Мезенская роспись - один из старейших видов декорирования . Она зародилась ещё до крещения древней Руси. Это отображается в орнаменте, который содержит языческие символы.
Для этого вида характерной чертой является использование в рисунках геометрических фигур - ромбов, крестов, дисков, а также схематических изображений лошадей и оленей. Каждый элемент имеет свое значение. Цветовая гамма - черный и красный.
Дерево перед работой не грунтуют, окрашивают красной краской, затем делают черную окантовку.
Зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода . Отличается яркостью и насыщенностью цветовой палитры. Для изображения цветов, ягод, веток, реже - зверей и птиц, используют три основных цвета: черный, красный и жёлтый (золотой), один из которых фоновый.
Хохлома использует старинную иконописную технику золочения. Для экономии фон раскрашивается серебром либо оловом, затем наносится основное изображение и покрывается варёным льняным маслом (олифой) несколько раз (каждый слой просушивается отдельно в печи). От высокой температуры образуется золотистая пленка и серебряный фон переливается золотом. Расписываются деревянные изделия от руки без предварительного контурирования.
Эту роспись по дереву называют международной. Издавна на берегах реки Северная Двина останавливались поляки, старообрядцы, крестьяне-переселенцы - все, кто хотел уединиться и найти спокойное место. Они внесли свой вклад в развитие искусства росписи Севера.
Узнать технику можно по следующим признакам:
На свадьбу молодым дарили изделие с изображением дерева жизни и пары голубей.
Городецкая роспись, как и хохлома, появилась в Нижнем Новгороде, только гораздо позже - в 19 веке. Сюжеты из сказок и былин, городские сцены, цветочные композиции - основные изображения этой техники. Художники наносили рисунок без предварительного эскиза, вручную. Расписывали изделия темперными красками по яркому фону.
В первую очередь наносится фон, затем крупными цветовыми пятнами эскиз, рисунок раскрашивается тонкой кистью, и завершается роспись тонкими штрихами и точками белого цвета для детализации и контрастности. Кроме классических техник росписи, существует множество других, не менее ярких: владимирская, петриховская, гжель, волховская и др.
Изучив основные виды и техники росписи, перед работой над изделием нужно подготовить все необходимое для творчества:
Начинающему мастеру важно правильно подготовить поверхность к работе. Нужно очистить и отшлифовать заготовку наждачной бумагой. В качестве грунтовки можно использовать краску для фона. После нанесения и просыхания рисунка важно закрепить результат прозрачным лаком, тогда произведение будет дольше радовать своим насыщенным и ярким цветом.
Выбор кистей также немаловажен. Для росписи чаще используют кисточки натуральные - беличьи, соболиные и колонковые. Для акриловой росписи подойдут и синтетические. Размеры кисточек обозначены цифрами. В работе используются кисти разных размеров, в зависимости от величины элементов рисунка, которые расписываются.
Для создания красивого и качественного изделия насыщенного цвета необходимо правильно подобрать краски. Поскольку дерево - это материал, который обладает разными свойствами (рассыхается, трескается со временем), важно выбрать краску стойкую и качественную.
Сегодня выбор красящих средств очень широк, в зависимости от мастерства и самого изделия для творчества, можно выбрать оптимальный вариант.
Чтобы расписанные предметы быта и мебели, посуда, игрушки, сувениры, шкатулки и доски не меняли свой цвет под воздействием солнца и воды, мастера-художники с незапамятных времён использовали темперную краску. Преимуществ у темперы достаточно .
Изготавливается краска вручную, процесс довольно трудоемкий. Основа состоит из яичного желтка, который растирается с красителем.
На сегодняшний день представлены несколько вариантов темперы:
Важно знать, что ингредиенты темперной краски не взаимодействуют с металлами.
Для получения стойкого и насыщенного цвета изображения применяют акриловую и масляную краску. Они удобны в использовании, довольно густые по консистенции, их можно смешивать для достижения большего эффекта. Акрил сохнет быстрее масляной краски и имеет более насыщенную палитру цветов - это их основные отличия. Главным преимуществом акрила является создание защитной пленки на деревянной поверхности, поэтому нет необходимости в дополнительном вскрытии лаком (исключение - посуда, которая в дальнейшем будет использоваться).
Роспись по дереву акриловыми красками для начинающих включает: шлифовку заготовки; выравнивание поверхности; перевод рисунка; саму роспись; сушку готового изделия.
Особенность росписи акварелью по дереву заключается в быстром нанесении. Поскольку дерево от переизбытка влаги может испортиться, необходимо раскрасить деревянную заготовку быстро. С помощью акварели можно создавать воздушные образы, оттенять, делать плавные переходы. Для большего эффекта ее можно смешивать с другими видами красок.
Эта краска наиболее точно передает натуральные цвета, оттенки и идеально подходит для рисования портретов. Новичкам для тренировки можно выбрать деревянную заготовку матрёшки. Для начала необходимо перевести рисунок на изделие. Чтобы краска лучше ложилась, по нужному участку провести раз мокрой кисточкой. Сначала расписываются большие элементы рисунка, после чего они придаются цвету. После росписи изделие просушивается и вскрывается лаком.
Альтернативой акриловой, масляной и акварельной краске для начинающих мастеров станет гуашь. Однако она уступает акриловой краске в яркости и насыщенности цвета. Процесс росписи гуашью трудоемкий, но увлекательный. Для создания деревянного изделия необходимо:
Начинающие мастера и любители в процессе работы используют разные способы и методы перевода изображения. Умение самостоятельно рисовать по дереву приходит со временем и с большим опытом. Чтобы перевести сложный орнамент или узор, используется калька. Ее накладывают на заранее выбранный рисунок, обводят его контуры, переворачивают и натирают графитом. Затем кальку необходимо приложить к деревянной поверхности и обвести изображение чем-нибудь острым.
Если фон будет темный, можно вместо графита использовать мыло. Самый простой способ перевода - копирка. Между листом бумаги с рисунком и заготовкой кладется копирка. Изображение обводится ручкой и отпечатывается на деревянной поверхности, после чего расписывается красками.
Одним из самых простых предметов для творчества является разделочная доска . С нее можно начать свой путь начинающему художнику.
Чтобы подготовить дощечку к работе и скрыть недостатки, необходимо ее прогрунтовать. Для этого используют картофельный крахмал или олифу. Выбрать простой узор (цветы, листья), чтобы отработать навыки. Перевести изображение на поверхность с помощью копирки. Для первой работы выбрать гуашь или акрил. Роспись досок начинать с крупных деталей, затем добавлять цвет и переходить к более мелким элементам. Последний этап работы - покрытие прозрачным лаком несколько раз. Каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. После освоения техники, можно переходить к более сложным предметам для росписи.
Роспись по дереву насчитывает много различных рецептов и соответственно рекомендованных материалов. Я предлагаю самый простой и самый доступный, а главное сулящий долговечность вашему творению вариант.
Расписанная гуашью досточка.
Вам понадобятся гуашевые краски, клей ПВА, листик мелкозернистой наждачной бумаги и прозрачный лак по дереву (подойдет и паркетный, но он продается в больших банках, так что удобнее купить просто бутылочку в хозяйственном магазине). Это главное, но понятное дело, что нужны и кисти, и палитра, и само деревянное изделие, которое вот-вот превратится в яркий предмет декора.
Этот рецепт я буду иллюстрировать на примере кухонной разделочной досточки, но вы можете применить все изложенное к любому деревянному изделию: шкатулке, ложке, тарелке, сундуку, табурету или комоду, если только они новые и не требуют дополнительных работ по шлифовке, обезжириванию, снятию старых слоев краски или лака. Если вещица старая, то все вышеперечисленное следует проделать.
Первый этап - готовим площадь.
Итак, у вас в руках готовое к росписи изделие, и начать нужно с определения места, которое пойдет под роспись. В моем примере с доской нужно просто определить, где будет рабочая поверхность, а какая из сторон будет расписанной. Сторону, которой суждено стать красивой, нужно слегка потереть наждачкой.
Очень часто люди жалуются, что на заключительном этапе, при покрытии лаком, краски плывут прямо за кистью. Чтобы этого не произошло, прежде чем расписывать, нужно нанести слой клея ПВА прямо на только что зачищенную наждачкой поверхность. Для удобства, в небольшой емкости размешайте клей и воду примерно поровну по каждой части и этим раствором покройте доску. Все, поверхность готова.
Второй этап - роспись.
Пока поверхность сохнет, следует решить, какой будет композиция в формате изделия и в каких тонах она будет выгоднее смотреться. Кстати, если вы предполагаете расписывать на цветном фоне, то самое время размешать с клеем нужный цвет и покрыть сторону досточки или покрасить ваше изделие цветным раствором. Клея дайте 50% на раствор.
В приводимом примере роспись выполняется прямо по дереву (без фона) и выбор при создании композиции пал на вот такие красивые цветы.
Составляем эскиз по мотивам этих цветов в нужном вытянутом формате. Композиция получилась примерно такой.
Теперь самое сложное - определиться с цветовой гаммой. Если трудно понять какие цвета лучше всего будут смотреться на вашем изделии, то можно пользоваться спектральным кругом как подсказкой, а можно вырезать из цветной бумаги разноцветные кусочки и просто прикладывать их к поверхности и смотреть не теряются ли, не тают ли они. Если цвета зажглись на вашем фоне, то это самое оно.
Переносим тоненькой карандашной линией схему рисунка с эскиза и, собственно, расписываем, добавляя в краски, вымешанные на палитре, клей ПВА. Клей это гарантия, что рисунок при покрытии лаком останется на месте. 100% гарантия - проверено не одиножды, и не только мной.
Третий этап - покрываем роспись лаком.
Если роспись высохла, то смело можете окунуть большую мягкую кисть в лак и начать аккуратно покрывать лаком поверхность. Следите, чтобы не оставалось пропущенных мест, ведь там где нет лака, роспись не защищена от воды и других сред. Пройтись при первом покрытии следует один раз - дважды одно место лучше не тереть.
После двух - трех суток нанесите повторный слой лака и дайте два-три дня на высыхание. Все, изделие готово, и поверьте, что роспись теперь не боится ни воды, ни загрязнений, ни времени.
oskolgaz.ru - Строительный путь