Как снимать световой кистью дома. Мастер-класс «Обыкновенное чудо фотографии, или Световая кисть

Среди фотографов очень большой интерес вызывает техника фотосъемки с инструментом «световая кисть» (или иногда говорят «светографика») — это редкая и необычная техника съёмки. Она заключается в высвечивании пучком света именно тех деталей нашей композиции, которые мы хотим получить на будущем изображении. Сегодня рассмотрим: как можно сделать для этой техники простую «световую кисть» своими руками.

Изготовление «Световой кисти»

Для начала необходимо сделать саму «Световую кисть». Весь процесс изготовления занял всего 15-20 мин.

В качестве источника света лично я использовал фонарик «Яркий луч». Конечно, можно использовать и другой фонарик.

Для уменьшения угла луча света я использовал картонный каркас от рулона туалетной бумаги. Он плотно одевался на отражатель этой марки фонарика.

В него плотно вставляем трубочки от коктейля длиной 6 см. Получилась аккуратная сотовая насадка на фонарик для уменьшения рассеивания света.

Пятно света на расстоянии 1 метр от фонарика стало 10 см, на расстоянии 50 см - 6 см - для моих целей вполне было приемлемо. Фото готовой к применению конструкции «световой кисти».

Фото, сделанные с помощью «световой кисти»

Немного о тонкостях этой методики освещения

Теперь берём наш источник света со световым пятном и рисуем им всё, что и как захотим. Хочется сказать о нескольких подводных камней в этой технологии. Отсутствие одновременного освещения для всего объекта. Обычно мы снимаем, когда свет, освещающий объект, попадает на него с разных направлений, создавая световой рисунок, контраст, тональные нюансы и т.д. и весь этот световой поток мы видим одновременно. Мы можем сравнивать различные яркости снимаемого объекта и его частей визуально, без помощи экспонометра. Так строится освещение на самом объекте, так же строится освещение фона. Экспозиция в какой-то мере выступает фактором вспомогательным: главное — уложиться в известную широту фотографического материала и экспозамеры следуют ближе к концу процесса съёмки, когда светопластический рисунок снимка уже состоялся.

В технике световой кисти экспозамеры следуют намного раньше самого процесса съёмки. Есть простая методика подобных съёмок, где в самом начале, после композиционного построения натюрморта, приступают к изготовлению эскиза и просчёту экспозиции.

Нужен эскиз, простой карандашный контурный набросок сюжета съёмки, где, обрисовывая контуры, отделяем предметы друг от друга. Но это в рисунке. В фотографии линии как понятия нет, а есть зона раздела двух тонов, которая может восприниматься (и воспринимается) как линия, как контур предмета.

На этом эскизе мы при помощи штриховки пытаемся прорисовать пересекающиеся и накладывающиеся контуры предметов, заменяя линию на тональность, где-то штрихуя больше, где-то меньше, пытаясь тоном передать объём или, по крайней мере, просто не допуская получения одинаковых тонов на соседних участках предметов, не допуская их слияния по тону. То есть мы, таким образом, уже закладываем разные экспозиции для разных частей объекта. Чтобы прорисовать грани нашего кубика, нам придётся сделать три разные экспозиции для трёх разных граней объекта. Допустим, мы хотим создать максимальный контраст между светлой и тёмной гранями 1:4. Световой поток, попадающий на левую грань, мы условно примем за 100%. Чтобы отделить правую грань, мы должны уменьшить экспозицию, и в нашем случае она составит 25% при заданном контрасте 1:4. Экспозиционная поправка составит -2 EV, то есть свет ослабнет в четыре раза от нормы. Верхняя часть куба по тональности находится между светлой и тёмной тональностями правой и левой гранями куба. Чтобы она хорошо читалась, она должна быть темнее светлой левой грани и светлее тёмной правой. Опять уменьшение экспозиции по отношению к норме, но на меньшую величину: 50% от основной экспозиции составит поправку -1 EV. Можно сделать неожиданный вывод, что при работе световой кистью тональность различных частей предмета впрямую зависит от экспозиции. Но этот вывод лишь на первый взгляд кажется неожиданным — мы и при обычной съёмке получали эту зависимость, только не отдавали себе в этом отчёта.

Использован материал с сайта:FOTOTANK.RU


П О П У Л Я Р Н О Е:

    В телевизорах одной модели часто встречаются одни и те же неисправности. Если у Вас сломался телевизор SHARP, то взглянув в ниже прилагаемый список неисправностей возможно Вы обнаружите точно такой дефект.

    Когда установлена причина поломки, найдена неисправная деталь, то заменить её не сложно. Часто бывает из за копеечной негодной детали или просто пропайки приходится вести в ремонт телевизор, искать мастера или вообще покупать новый телевизор и платить за это не малые деньги.

Световая кисть – сегодня довольно распространённый способ съемки, суть которого в том, что фотограф, двигая по композиции узкий направленный пучок света, высвечивает нужные ему детали, как бы «рисуя» светом. Использование такой техники позволяет получить необычный световой рисунок, не такой, как при съемке обычного натюрморта.

На самом деле, техника съемки световой кистью совсем не так сложна, как может показаться. Совсем наоборот – для новичков съемка с помощью световой кисти может оказаться даже проще, поскольку для создания красивых фотографий в большинстве случаев не требуется профессиональное студийное оборудование, и творчеством можно заниматься дома. Все, что вам потребуется, я перечислила ниже:

Инвентарь

Темная комната

Темная комната обязательна, т.к. рисовать светом мы будем в темноте. Зимой с темной комнатой проще, а вот летом приходится либо ждать позднего вечера, либо уходить в ванную.

Штатив

Камеру обязательно придется устанавливать на штатив, поскольку мы будем работать на довольно длинных выдержках в несколько секунд.

Камера

Камера может быть любой – хоть цифровой, хоть пленочной. Главное условие – вы должны иметь возможность устанавливать на камере ручные настройки и включить ручной фокус.

Для новичков цифровая камера, пожалуй, будет более удобной, т.к. с ее помощью проще делать несколько дублей и сразу смотреть на результаты.

Светосильный объектив

Почему объектив должен быть светосильным? Как я уже сказала, работать мы будем на довольно длинных выдержках. Если мы снимаем цифровой камерой, каждая лишняя секунда весьма ощутимо добавляет на наш кадр цифровой шум, что, безусловно, портит итоговое изображение.

Несколько фонариков

Фонарики – это и есть «световая кисть». На самом деле, настоящая профессиональная световая кисть – это довольно сложный и дорогой прибор, который умеет держать постоянную цветовую температуру около 5500 K (что соответствует дневному свету), позволяет использовать различные насадки и фильтры.

Однако на деле дорогущий профессиональный прибор можно заменить набором обычных недорогих фонариков, которые продаются в любом магазине техники. По крайней мере, я с успехом их использую и разоряться на дорогой «прибамбас» не планирую.

Крем

Крем может быть любым – для рук, для лица, для тела. Главное – крем должен быть бесцветным.

Крем я наношу прямо на фонарик - это как раз смягчает и свет, и тени. Чем гуще слой крема, тем мягче свет. Но имейте в виду – перед каждой новой съемкой необходимо очистить фонарик от крема и намазать новым слоем, иначе засохший крем даст очень неэстетичные полоски, которые могут быть плохо заметны на экране камеры, зато на мониторе выявят себя препротивным образом.

Кусок битого хрусталя

Хрусталь, как и крем, я использую в качестве фильтра. Пропуская пучок света через хрусталь, можно получить разные красивые блики и всполохи.

Объекты съемки

Это объекты, из которых вы будете строить свою композицию. Тут все зависит от вашей выдумки и фантазии.

Подготовка к съемке

Итак, весь нужный нам инвентарь готов, начинаем готовиться к съемке.

Составляем композицию нашего натюрморта, ставим камеру на штатив, выбираем нужный ракурс, кадрируем будущий снимок.

Я всегда сначала выставляю натюрморт в комнате при свете. Фокусируюсь в нужную точку на автоматическом фокусе, потом ОБЯЗАТЕЛЬНО перевожу на ручной фокус и стараюсь уже не сдвигать камеру. Зачем переводить камеру в режим ручной фокусировки? Если мы этого не сделаем и попытаемся снять натюрморт на автоматическом фокусе, то после выключения света камера начнет долго искать, целиться, и в результате кадр будет убит.

Теперь устанавливаем на камере нужные нам настройки - диафрагму, ИСО и выдержку. Я всегда снимаю на ручных настройках. При этом я стараюсь не ставить ИСО больше 160, а выдержку не делаю дольше 8 секунд, в противном случае могут появиться шумы. Как я уже писала чуть выше, каждая лишняя секунда тут играет роль. Если натюрморт уж очень большой, то лучше снять два кадра, а потом склеить.

Теперь ставим задержку съемки. Очень советую либо ставить задержку съемки на несколько секунд, чтобы не прыгать от камеры к натюрмортному столу, либо пользоваться пультом. Сама я пульты не очень люблю, но многим с пультами удобнее.

Съемка

Наконец, все готово – осталось только выполнить съемку. Выключаем свет, жмем на спуск, встаем сбоку от нашего натюрморта и снимаем! Почему надо встать сбоку от натюрморта? Потому что освещать композицию лучше всего именно боковым светом. Боковой свет создает объем. Если же светить, стоя около камеры, то луч «припечатает» объекты к фону, и кадр получится плоским.

Какой должен быть порядок съемки? Обычно я сначала подсвечиваю фон, особенно тогда, когда хочу «нарисовать» светом на фоне лучи «солнца». Чаще всего я свечу треть времени на фон, треть времени – на сами объекты, прорисовывая предметы и сюжетно важные точки композиции. Свечу всегда строго по очереди, не перескакивая. Последнюю треть времени я направляю свет в потолок. В моей древней квартирке потолки совсем низкие и при этом белые. Они срабатывают как отражатель – рассеивают свет и смягчают натюрморт. Если потолки высокие, то можно над головой прикрепить ватман, как крышу. Некоторые авторы советуют в последние секунды просто включить свет в комнате. Я так не делаю НИКОГДА и НИ ЗА ЧТО. Свет будет по температуре обязательно отличаться от фонаря, яркость будет другая. Возьни с обработкой прибавится.
Обычно я делаю по 4-6 дублей. Понятно, что не получится сделать все дубли совершенно одинаковыми – ведь траектория движения луча фонарика будет каждый раз хоть чуть-чуть отличаться. Но к последним кадрам уже будут видны все ляпы, и траекторию подсветки можно будет скорректировать:-).

Как известно, слово «фотография» означает «рисование светом». Световая кисть придает этому слову буквальное значение.

Световой кистью называется инструмент и техника фотографии, в которой этот инструмент используется. Инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч. Техника съемки состоит в том, что каждый объект освещается отдельно, «прорисовываясь» на фотографии движущейся световой кистью. В результате получается уникальный световой рисунок, который невозможно воспроизвести другими способами.

Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. Свет строго заданной цветовой температуры, соответствующий дневному свету или свету вспышки, позволяет снимать с такой световой кистью на пленку без цветокорректирующих фильтров. Насадки расширяют возможности инструмента, давая фотографу дополнительные изобразительные возможности.

Но профессиональная световая кисть - дорогой прибор. При съемке на цифровую камеру цветовая температура не имеет принципиального значения, да и насадки не всегда бывают полезны. Поэтому в качестве световой кисти для ознакомительных и учебных целей вполне можно использовать простой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, и вы сможете точно высвечивать мелкие объекты. Лучше всего использовать фонарик с белым светодиодом в качестве источника света. Его свет практически точно соответствует дневному по цветовой температуре, и он очень экономно расходует энергию батареек.

ЧТО НЕОБХОДИМО

Съемка со световой кистью не так сложна, как может показаться. Если у вас нет навыков такой съемки, то вам потребуется цифровая камера. Она даст вам возможность сразу же просматривать результат и корректировать свои действия. Очень важно внимательно просматривать каждый кадр сразу же после съемки, пока вы еще точно помните порядок своих действий со световой кистью. Маленького дисплея камеры недостаточно для изучения всех деталей фотографии, поэтому желательно подсоединить камеру к компьютеру и фотографировать с автоматическим отображением снятого кадра на мониторе. Все цифровые зеркалки и многие компактные цифровые камеры имеют такую возможность. Для этого требуется наличие на фотоаппарате разъема для подсоединения к компьютеру (обычно это USB, иногда FireWire) и специальной программы, которая чаще всего прилагается в комплекте. Если у вас нет такой возможности, то рекомендуется снимать небольшими сериями с контролем по дисплею фотоаппарата, а затем переносить их в компьютер для более детального изучения.

Если у вас нет спускового тросика (пульта) для камеры, то используйте режим спуска с задержкой по таймеру. Если есть, то установите режим ручного контроля выдержки (Bulb), а на пульте используйте блокировку кнопки спуска на время выдержки. Бывают пульты с собственным таймером (например, Canon TC-80N3), которые позволяют выставить время длительной выдержки и отрабатывают ее автоматически.

Что делать, если максимальная выдержка вашей камеры недостаточна для воплощения замысла, спускового тросика нет и в программе, управляющей съемкой с компьютера, нет возможности выставить нужную выдержку? В этом случае можно отснять фотографию в несколько экспозиций, а затем совместить кадры в один при помощи графического редактора.

Установите камеру на штатив, включите ручной режим съемки. Наведите и сфокусируйте объектив. Если вы использовали автофокус, отключите его. Выключите яркий свет. Оставьте лишь приглушенный, достаточный для того, чтобы четко видеть объект, который фотографируете. Если вы снимаете объект с гладкой блестящей поверхностью, например стеклянный или металлический, то постарайтесь убрать или прикрыть все предметы с бликующими поверхностями, находящиеся поблизости, - на них может попасть свет от световой кисти, и вы получите их отражения на фотографии.

СЪЕМКА

При работе со световой кистью экспозицию приходится подбирать экспериментально. Установите диафрагму исходя из необходимой вам глубины резкости. Выдержки длительностью 1 минуту будет достаточно на освещение небольшого предмета или композиции из нескольких предметов. Чтобы избежать шумов на такой длинной выдержке, используйте низкую чувствительность, например 100 ISO. Если в процессе съемки вы обнаружите, что выдержки не хватает для создания задуманного светового рисунка, или, наоборот, она слишком длинна - скорректируйте ее так, как вам требуется.

Принцип создания освещения прост. Сначала необходимо высветить нужные фрагменты объекта. То, что хотите сделать ярче, освещайте дольше. Если вам требуется яркое пятно света с небольшими размерами и резкими границами, то держите световую кисть ближе к объекту. Напротив, если требуется размытое неяркое пятно, то держите световую кисть дальше. В конце экспозиции дайте немного заполняющего света - поводите по воображаемой полусфере над объектом на таком расстоянии, чтобы весь объект попадал в пятно света. Можете просто подержать световую кисть на таком расстоянии неподвижно - тогда получатся тени. Еще можно создать контровый свет - осветить объект с тыльной стороны, тогда светом будут четко обрисованы контуры.

Особо следует заметить, что прежде чем открывать затвор камеры, необходимо четко представить себе будущую фотографию. Это вообще полезная привычка, а при съемке со световой кистью просто необходимая. Вы должны решить, что и как вы хотите осветить, и представлять, каким образом это сделать. Для удобства можно набросать эскиз будущей фотографии и обозначить на нем схему движения световой кисти с длительностью освещения на каждом участке. При съемке вам будет намного легче точно отрабатывать все движения по этой схеме и с секундомером в руках, чем по памяти и руководствуясь внутренним чувством времени. Кроме того, вы ничего не забудете и сделаете меньше дублей.

ХИТРОСТИ

Интересный эффект дает использование двух разных фонариков: светодиодного и с лампой накаливания. Лампа накаливания дает свет с низкой цветовой температурой (проще говоря, желтый).Бывают фонарики с галогенной лампочкой, их свет имеет более высокую цветовую температуру (такие фонарики выпускаются под известными марками Phillips, Energizer и т.д.). Свет фонарика на белом светодиоде практически неотличим от дневного света. Если установить баланс белого на камере (или для уже готового снимка, в графическом редакторе) в промежуточное значение между светом лампы накаливания (примерно 2800 К) и дневным светом (5500 К), то на снимке вы получите световой рисунок с сочетанием желтого и голубого цветов. Такое сочетание выглядит красиво, потому что голубой и желтый являются дополняющими цветами.

Вместо фонариков с разными типами источников света можно просто использовать светофильтры. Тогда вы не будете ограничены только желтым и голубым цветами, а сможете выбирать практически любые цветовые сочетания.

В качестве светофильтров можно использовать цветные фильтры для объективов. Например, красный, оранжевый, зеленый и другие. Можно использовать цветную полимерную пленку. Такая пленка применяется в качестве светофильтра для студийных источников освещения, а также в оформительских целях. Можно поискать ее в магазинах художественных материалов, канцелярских магазинах и отделах упаковки. Кусок незасвеченной и проявленной цветной фотопленки тоже может быть использован в качестве цветного фильтра, создающего свет приятного янтарного цвета.

Отдельно стоит упомянуть съемку предметов с бликующими поверхностями. На фотографиях таких объектов блики должны быть обязательно, ведь иначе их поверхность потеряет свою форму и будет безжизненно черной. Но блики легко дают пересветы на снимке. Чтобы избежать этого, освещайте блестящие поверхности, проводя по ним лучом световой кисти без остановки. Чтобы отражение источника света попало на снимок, помните, что угол падения луча на поверхность равен углу отражения. Для упрощения задачи можно воспользоваться описанным выше приемом - снимать блики отдельной экспозицией и совмещать кадры в графическом редакторе.

Съемка со световой кистью - сложный и увлекательный процесс. Не все будет получаться сразу. Запаситесь терпением - первые несколько кадров почти наверняка будут неудачными. Внимательно рассматривая каждый кадр, постарайтесь понять причину ошибок и старайтесь исправить их при следующей попытке. В итоге результат будет все лучше и лучше.

Светографика или фотосъемка в технике «световая кисть» привлекательна тем, что для создания интересных, красивых снимков не требуется дорогостоящее студийное освещение. Все, что нужно для работы – фотокамера, штатив и небольшой фонарик, который путем несложных манипуляций и усовершенствований можно легко превратить в световую кисть.

По сути – фотосъемка в технике «световая кисть» – это рисунок светом. Направленным лучом света высвечивается та часть или детали композиции, которые вы хотите получить на будущем снимке. Каждый предмет подсвечивается отдельно, а источник света во время экспонирования движется. Фон остается темным, предметы как бы подсвечены с разных сторон, и непосвященному человеку совершенно непонятно откуда падает свет. Техника съемки несложная, но очень важно не переборщить с освещением – если предмет долго подсвечивать, то картинка потеряет загадочность, будет выглядеть как и при подсветке обычным светом.

Как сделать световую кисть?

Профессиональная световая кисть стоит очень дорого, поэтому большинство фотографов пользуются обычным фонариком, а чтобы он дал узкий пучок света, на него надевают трубку или конус. Главные требования к самодельной световой кисти – естественная цветовая температура, узконаправленный луч, однородность пучка света. Впрочем, в отношении цветовой температуры нет жестких правил – фонарики с теплым светом даже лучше, а высокую цветовую температуру, которую дают светодиодные фонарики, можно подправить балансом белого, исправить в фотошопе или надеть на фонарик светофильтр.


Простейшую световую кисть можно сделать из обычной плотной бумаги. С одной стороны на нее наклеивается фольга, с другой – черная матовая или бархатная бумага. Одну из сторон листа на 3-4 см. заклеиваем черной изолентой (клеим на фольгу). Сворачивается конус фольгой внутрь, затемненная сторона – это его узкая часть. Конус насаживается на фонарь, черной изолентой крепится к фонарику. В узкой стороне (которая обклеена изолентой) делается отверстие 10 мм. диаметром.

Техника съемки.

Основа – это длинная выдержка . Камера крепится на штатив, выставляется выдержка от 4 до 30 секунд, но как правило фотографы работают в пределах 8-15 секунд. Если выдержка больше – добавляется шум. Диафрагма подбирается опытным путем, если фонарик не очень мощный, то подойдет F-5, F-7. После пары пробных кадров ее можно будет выставить точнее. Фокусироваться лучше в ручном режиме, если используется автофокус, то после фокусировки камеру нужно переключить в ручной режим. Когда подготовка завершена, выключается свет и начинается работа световой кистью.


При освещении композиции можно придерживаться такого алгоритма: Сначала в течение 1-2 сек. дается общая засветка композиции. Потом 1-2 сек. подсвечиваются сами предметы – по контуру и точечно. После этого можно подсветить объекты, которые эффектно выглядят при освещении «на просвет». Завершается работа подсветкой фона (когда это нужно). Если вы осветили уже все, а затвор еще не сработал, выключайте фонарик, иначе освещение выровняется, кадр получится плоским, неинтересным. Следите за тем, чтобы фонарик не светил в сторону объектива – в кадре получатся полоски, которые придется убирать в фотошопе.

Особенности съемки.

Старайтесь не светить на стекло, на нем практически всегда получаются полоски, а свет, который оно отражает, подсветит вашу руку и в кадре будут видны разводы. Желательно работать в темной одежде и надеть на руку черную перчатку – она будет поглощать свет отраженный предметами. Снимать лучше в темное время суток, чтобы исключить засветку, а для удобства работы в дальнем углу можно зажечь маленькую свечку или оставить дверь приоткрытой.

Самое важное: чтобы получить красиво, будьте тщательны. Выверяйте время на экспонирование, составляйте сценарий движения света, репетируйте. И делайте дубли. Много дублей.


Как сделать световую кисть

Вместо дорогущей профессиональной световой кисти для начала можно использовать простые диодные фонарики . Чтобы свет был направленным, мы сделали следующее нехитрое приспособление:

1. На плотную бумагу формата А4 наклеили с одной стороны обычную фольгу для заворачивания еды. Раскатали ей, чтобы она была более гладкой и лучше отражала свет.

2. Края укрепили чёрной изолентой. Также закрыли полосками изоленты один из краёв листа — сантиметра на три. Для этих целей лучше использовать чёрный бархат или бархатную бумагу, но её у нас пока не нашлось. Потом купим.

3. Скатали из этого листа трубку диаметром с фонарь — фольгой вовнутрь. Снаружи замотали всё той же чёрной изолентой. Опять же, тут лучше чёрный бархат, но это сделаем потом.

4. Насадили эту трубку на фонарик с тремя диодами. Затемнённым изнутри концом — дальше от фонаря.

На всё это ушло минут двадцать.

Цели всех этих манипуляций:

  1. Избежать засветки от краёв фонарика, когда вы водите кистью в кадре.
  2. Обеспечить яркий и достаточно направленный пучок света.

Поэтому вы легко можете изобретать свои варианты.


Аксессуары, которые необходимы и вещи, которые сильно облегчают жизнь

  • Чёрные небликующие перчатки и чёрная одежда. Перчатки годятся самые обычные, нитяные. Чёрная водолазка тоже вполне подошла. Рукой в перчатке, помимо прочего, можно отгораживать от камеры ту часть натюрморта, которую вы не хотите экспонировать.
  • Секундомер. Очень полезно, чтобы что-то или кто-то отмечал промежутки времени. Хотя бы, каждые пять секунд.
  • Возможность подключить камеру к компьютеру и увидеть всё сразу на большом экране. На маленьком экранчике фотоаппарата всё часто смотрится очень радужно и замечательно. Большой же экран сразу показывает, что нужно доделать и где были ошибки.
  • Слабенькая фоновая подсветка в студии. Чтобы видно было, куда ставишь ногу и чтобы не пинать стол и штатив с камерой.
  • Отсутствие кошки рядом с натюрмортом. И черепахи — под ногами.
  • Цветные прозрачные фильтры, которые можно с помощью резинки или другим способом надевать на световую кисть.

Как снимать

  • Ставите камеру на штатив, а натюрморт на нужный фон. Камера может быть как цифровая, так и плёночная. Но с цифрой много проще.
  • При включенном свете репетируете, как будете подсвечивать разные части натюрморта.
  • Выключаете свет и включаете камеру на очень долгую выдержку — от 20 секунд, до пары минут. Лучше всего с помощью тросика, чтобы камера не тряслась. Если нет тросика, ставьте «отложенную съёмку» — она есть у всех. Времени экспозиции должно быть достаточно для воплощения ваших планов по освещению.
  • Если камера позволяет делать несколько экспозиций на один кадр, можно это использовать. Например, в промежутке между экспозициями, поменять освещение и передохнуть. Мой Canon 20D такого не умеет, а плёночный Canon EOS 50 вполне может.
  • В полумраке рисуете светом — подсвечиваете на натюрморте то, что хотите и как хотите. А камера в это время стоит с открытым затвором и экспонирует.
  • В результате получается один кадр (плёночный или цифровой), который вы дальше и обрабатываете.


Особенности съёмки. Tips and Tricks

  • Время экспозиции вы можете ставить достаточно большим. Разумеется, при условии, что в студии темно. Потому что если вы отработаете всю программу рисования за одну минуту, а камера будет экспонировать кадр ещё полторы, ничего страшного в этом нет. Просто встаньте широкой спиной перед камерой, чтобы в объектив попадало как можно меньше света. И дождитесь, пока щёлкнет, закрываясь, затвор.
  • Диафрагму выбирайте по вкусу. Чтобы всё нужное было резким, а ненужное — нерезким. Если при заданной диафрагме и минимальном ISO время для экспозиции слишком мало, а) у вас хороший светлый объектив, б) вам нужно поставить нейтральный серый фильтр , чтобы снизить световой поток.
  • Объектив лучше наведите на резкость при свете, а потом отключите автофокус.
  • Инода надо сдвинуть постоянные источники света в процессе съёмки. В нашем случае внутри бокала был светящийся оранжевый кубик. Его вынимали через 15 секунд экспозиции, чтобы не было пересвета. В этом случае опять же — кто-нибудь спиной или грудью закрывает объектив (не касаясь!), а другой аккуратно меняет свет. Потому что если не закрыть объектив, на кадре останутся сюрреалистичные полосы света от движущегося источника.
  • Если вы в самом конце случайно чуть сдвинули натюрморт , не страшно. Просто не светите больше и всё будет резко.
  • Лазер чудовищно яркий. Перед тем, как посветить им на объект, прикройте от фотоаппарата рукой (или чёрной бумагой) ту часть, куда светите, примерьтесь, убедитесь, что светите именно туда и что на кадре не будет прямого пятна от лазера. И только тогда уберите закрывающую руку. Лазером можно подсвечивать объекты изнутри или сзади. Но не стоит писать им узоры. Будет готично, но некрасиво.
  • Стекло, металл тщательно протрите от грязи и отпечатков пальцев. При боковой подсветке они будут видны хорошо, как для милицейского протокола.
  • Лучше всего выбрать одно направление, откуда светите . Чтобы были реалистичные тени.
  • Разные материалы по разному поглощают и отражают свет. На кадре с виноградом, белый виноград вообще едва подсветили лазером, зелёный слегка мазнули снизу кистью, а фиолетовый держали в контровом луче аж 15 секунд.
  • Световая кисть не очень удобна в качестве источника заполняющего света . Лучше использовать вспышку на минимальной мощности.
  • Снимать лучше в RAW . Больше возможностей потом «вытянуть» кадр в тенях и светах.
  • Тщательно закрепите камеру и стол для съёмки. В темноте споткнуться и качнуть всё это — раз плюнуть.
  • Поляризационный фильтр может сослужить хорошую службу, делая кадр более контрастным, а блики — выраженными. Но учтите, что любой «полярик» уменьшает количество света, попадающее в фотоаппарат, и делайте соответствующую поправку на длину экспозиции. Также полярик не улучшает резкости изображения.
  • Старайтесь придерживаться сценария в процессе экспонирования. Любая «смена коней на переправе» может запороть кадр. Лучше запомните идею и сделайте второй снимок по новому.
  • Чтобы подсветить что-то прозрачное, можно посветить на фон сзади.
  • Бликующие объекты можно засунуть в холодильник, чтобы замёрзли. Когда вы их вынете, они запотеют и бликовать какое-то время не будут. Если постараетесь, успеете снять.
  • В качестве фона лучше использовать бархатную ткань. Также можно поместить объекты на лист обычного стекла , приподнятого над фоном. В этом случае объект можно подсвечивать и снизу, но помните, что на стекле могут стать видны царапины и дефекты.
  • Дерево , особенно лакированное , можно смазать обычным прозрачным силиконовым кремом для обуви. Будет выглядеть контрастнее, ярче и благороднее.
  • Удобно, когда натюрморт находится на уровне пояса — не приходится нагибаться, чтобы что-то поменять.
  • Если вам совсем не нравится какой-то оттенок , а изменить не получается (всё таки, кисти самодельные и любительские), снимайте, как есть. Оттенок потом легко поменять в Фотошопе, с помощью Hue&Saturation .
  • При подсветке фактурных поверхностей , светите почти параллельно плоскости этой поверхности. Это сделает тени от фактуры более глубокими, а саму фактуру — явной.
  • Чем ближе фонарик , тем уже и ярче пятно света. Учитывайте это при рисовании и расчёте времени экспозиции. Старайтесь придерживаться выбранного расстояния при съёмке дублей.
  • Избегайте попадания внутренней части трубы кисти в кадр. От неё могут остаться световые пятна.
  • Если нужно сделать контровое освещение , светите с очень большой осторожностью. Если прямой свет попадёт в объектив, кадр будет испорчен.

Что же подсвечивать?

Решите для себя, что ключевое в натюрморте. Виноград, контуры бокала, цветок… И постарайтесь выделить их тремя путями. Первый путь: подсветите непосредственно их. Второй путь: сделайте темнее вокруг. Третий путь: создайте светлый ободок вокруг.

Не забудьте и об остальном объекте — если вы не задумывали иного, тени не должны быть совсем «провальными». Слегка подсветите их кистью или мягким заполняющим светом от слабой вспышки.

Если вы хотите, чтобы объект выглядел естественно, предварительно спланируйте, откуда будет падать свет и где будут тени. И сделайте план по времени освещения. Предположим, мы снимаем куб, освещённый с одной стороны. Если светлая передняя грань должна быть вчетверо ярче тёмной боковой и вдвое ярче верхней, она будет высвечиваться пропорционально дольше. Например, так:

передняя грань 8 секунд
верхняя грань 4 секунды
боковая грань 2 секунды

Много интересных и полезных технических подробностей вы можете найти в этой статье . Но ещё раз повторю, что для естественного рисунка теней гораздо проще воспользоваться обычной вспышкой. Не тратя силы на расчёт того, какая грань сколько должна быть освещена.


Насколько это всё сложно?

Ещё не знаю. Пока каждый сюжет занимает у нас час-два работы. Возможно со временем мы приобретём опыт и будем снимать ещё качественнее и много быстрее.

Но качество — главное!

p.s. Если у вас возникают вопросы по поводу использования световой кисти, пишите в комментариях. Я постараюсь ответить, а самые актуальные темы помещу в эту статью.

Что еще почитать