Что такое юрта традиции с юртой. Юрта и особенности мировоспрития казахов

Тесная связь и параллель между образно-концептуальной моделью мира и юртой прослеживается в строении казахской юрты. Казахская юрта состоит из деревянного каркаса и кошомного покрова. Деревянный остов состоял из решеток, обода, жердей, соединяющих решетку с ободом, и дверной рамы. Самая богатая казахская юрта - десятиканатная, ее еще называют ханской юртой, потому что раньше такую юрту могли позволить себе только самые богатые люди. Самый распространенный вид казахской юрты - шестиканатная. Это значит, что юрта собирается из шести кереге - деревянных решеток. Величина казахской юрты определяется количеством канатов. В зависимости от количества канатов определяется количество головок - кереге, а от них зависит количество ууков - вогнутых элементов конструкции, которые составляют купол юрты.

Из 20 перекрещенных саганаков, скрепленных продернутыми в отверстия сыромятными ремешками из верблюжьей кожи, делали звенья цилиндрической стенки юрты. Крепление очень подвижно, поэтому решетки легко сдвигалась и раздвигалась. Размеры звеньев не были стандартными, но обычно длина расставленного звена не превышала двух метров при высоте 1,2-1,5 м. казахский юрта строение расположение

Размер казахской юрты зависит от размера ромбовидных отверстий решетки - кереге. "Тор коз кереге" - ромбовидные отверстия, в которые помещается один кулак, и "жел коз кереге" - ромбовидные отверстия в которые помещаются два кулака. Тор коз кереге делались из более массивных планок, поэтому и отверстия между ними были меньше. Такие кереге хорошо подходили для больших юрт. А жел коз кереге делались из более тонких, легких планок, поэтому и отверстия были более крупными. Жел коз кереге были менее прочными и использовались в изготовлении юрты казахами среднего достатка.

Шанырак - это круг, образующий потолок юрты. Шанырак делается из березы или черного тальника (черной ивы). В середине шанырака, чтобы не уронить тудник (кусок войлока), устанавливают кулдиреуш. Там имеется толстая круглая дощечка. 5-6 вогнутых кульдиреуш соединяют ее с кругом шанырака. Детали соединяющие кереге и шанырак и образующие куполообразную крышу казахской юрты (согнутые длинные палки) назывались ууками. По окружности обода выдалбливали сквозные отверстия, куда вставляли верхние концы жердей, достигавших до 2,5 м длиной. Вверху они заканчивались четырехгранным заострением.

Мастера, изготовители юрт, делают ууки из ветвей ивы, растущей по берегам рек. В различных регионах Казахстана - это плакучая ива, голубая ива, черная ива, светлая ива и др. Согласно вековому опыту ива является лучшим деревом для изготовления остова казахской юрты. В народе она еще называется тальник. Уыки и кереге изготовленные из ветвей высушенной ивы - легкие и в то же время прочные. Очищенный от коры и высушенный тальник распаривали в тлеющем бараньем помете, а затем при помощи несложного станка придавали несколько изогнутую форму. У подготовленных таким образом планок в верхней части делали с одной стороны срез, а нижнюю часть - круглой в сечении. Для придания планкам большей упругости по поверхности прорезали продольные борозды. Зажиточные люди в прошлом делали весь остов казахской юрты из березы. Остов юрты, изготовленный из березы, очень прочный.

По форме купол казахской юрты имел низкую полусферическую форму. Обод у юрты был большого диаметра, а жерди имели больший выгиб в нижней части.

Отдельные части деревянного каркаса казахской юрты были настолько прочными, что выдерживали тяжесть кошомного покрова, напор ветра, снега и утепляющего зимнего покрова. Каркас так прочно и надежно скреплялся, что установленную казахскую юрту можно было поднять, не разбирая. Вес деревянного каркаса большой восьмиканатной юрты в среднем составляет около 150-200 кг.

Дверь казахской юрты - "сыкырлауык" (в переводе означает "скрипучий"). Детали двери скрепляются друг с другом без гвоздей. Дверь юрты, ее верхние наличники и косяки украшали различными резными орнаментами, красили в разные цвета и инкрустировали костями.

Войлочный покров казахской юрты состоял из четырех основных частей, соответствующих четырем частям каркаса. Решетчатую цилиндрическую стенку покрывали четырьмя квадратными кусками кошмы, которые закрывали также нижнюю треть купола. Два трапециевидных войлока накрывали весь купол, оставляя открытым лишь обод. Сверху привязывали за три угла прямоугольную кошму с несколько вытянутыми углами, четвертый угол не привязывался: с помощью пришитой к нему длинной веревки и шеста с развилкой, этот угол кошмы оттягивали и открывали верхнее отверстие, представлявшее одновременно световое окно и выход для дыма, который закрывали во время холода или дождя. Последнюю часть войлочного покрова составляла дверь - прямоугольное полотнище, сшитое из двойного слоя кошмы и подшитое на циновке, сплетенной из травы. Кошомную дверь вверху привязывали к ободу, нижним краем она касалась земли.

Вместо отдельных кошм для купола и стен казахской юрты местами употреблялись длинные покровные войлоки, покрывавшие деревянный каркас от обода до низа. Такие покровы были отмечены С.И. Руденко в Западном Казахстане, встречались они в Семипалатинской и Карагандинской областях. Все покровные кошмы отворачивали для прочности волосяным шнурком. По углам к кошмам пришивали узкие тканые полоски или волосяные веревки для крепления на остове казахской юрты.

Вся работа по сборке и разборке юрты у казахов возлагалась на женщин. Казахскую юрту обычно могут установить 2-3 женщины и справлялись они с этим делом в течение одного часа. Сначала ставили по кругу звенья «кереге» и связывали их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляли и привязывали дверную раму. Затем кто-либо из мужчин поднимал обод, пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, его укрепляли 3-4 жердями, а затем вставляли остальные, привязывая их нижние концы к верхним развилкам «кереге». Решетчатую стенку вверху, где она скреплялась с жердями купола, снаружи стягивали широкой тканой полоской, достигавшей 30-35 см (даже до 45) ширины. Баскур обычно имел орнамент и представлял собой один из обязательных декоративных элементов интерьера юрты. В Южном Казахстане, где распространено ковроткачество, нередко встречались баскуры с ворсовым узором. Богатые юрты у казахов стягивали двумя или даже тремя баскурами. Решетчатые стенки каркаса сначала снаружи обставляли орнаментированными чиевыми циновками, затем привязывали кошмы, покрывавшие цилиндрическую нижнюю часть, привязывали кошомную дверь, накрывали купол. Снаружи, примерно на половине высоты керег, кошомный покров опоясывался волосяными арканами или тканой лентой, к которой привязывали веревки покровных войлоков купола юрты. Если юрту покрывали длинными кошмами, то снаружи в двух местах перевязывали белдеу. Войлочный клапан прикрепляли в последнюю очередь.

Ленты, различные по ширине и узору, ткали из шерстяной, чаще верблюжьей пряжи. Они служили украшением интерьера. С ободов внутрь юрты спускались тканые или плетеные узкие ленты, а в случае сильного ветра их привязывали к колу, вбитому в середине юрты. С купола свисали ленты для перевязывания жердей во время перевозок юрты. Эти ленты нередко заканчивались разноцветными кистями. В случае сильного ветра внутри юрты укреплялись дополнительные шесты-подпорки, накидывалась веревочная петля на купол. В течение веков кочевнической жизни казахи выработали строгое и рациональное распределение весьма ограниченной площади своего жилища, на которой надо разместить все необходимое для домашнего обихода.

Мудрые и практичные степняки изобрели удобный и уютный передвижной дом - юрту. Эта верная спутница кочевника и сегодня не только интересный образец материальной культуры, но и удобное жилище. Расскажем, из чего состоит юрта внутри и какие есть их виды.

Казахская юрта внутри

Степь широка и необъятна. Порой кажется, что у нее нет ни конца, ни края. Усталый путник найдет единственное надежное пристанище в степи - юрту, где ему позволят не только отдохнуть, но и обеспечат безопасность, накормят и развлекут песнями.

Из чего состоит юрта внутри? Убранство юрты отображало специфическое представление народа о мироздании. Все предметы интерьера юрты имели символическое и магическое значение. Обустройство такого жилища свидетельствовало о достатке семьи, ее месте в племени.

По большей части современные казахи - обладатели таких кочевнических сооружений - стремятся сохранить аутентичность внутреннего убранства.

Рассмотрим, как выглядит юрта внутри, чтобы составить представление о традициях и обычаях казахов:

  1. Стены юрты укрывали ковры.
  2. Там, где сходится кереге (специальная решетчатая конструкция из секций) и шанырак (навершие), прокладывали полоску ткани, на которой выбиты казахские геометрические орнаменты. Она называется баскур. Те, кто попадает в середину юрты, сразу обращают внимание на эту пеструю и яркую полоску ткани.
  3. На пол клали особые ватные одеяла и паласы (текемет и көрпеше). Для удобства гостей предлагали подушки: жесткие (жержастық) для посетителей незнатного происхождения и подушки, набитые перьями (құсжастық, көпшік), - для почетных гостей.
  4. По краям стояли сундуки, на которых выкладывались горы подушек и одеял.
  5. Справа от входа размещали сундук или разборной шкаф, который выполнял роль буфета. На нем хранили столовые и чайные принадлежности: самовар, табақ - блюдо для мяса, тазы, сосуд с тонким носиком для воды - кумган, чару. Над ним вешали торсуки, где были живительные напитки степняков - кумыс и айран.
  6. Слева от входа на стенах размещали одежду, походные сумки, конную сбрую, охотничье оружие. Здесь же были разные предметы личного характера: украшения, женская одежда, полотенца. Кроме того, слева от входа было отведено место для ловчих птиц.
  7. В центре юрты оборудовали очаг. Здесь на треноге вешали казан, под которым разводили огонь и таким образом готовили пищу. Дым при этом выходил прямо в отверстие шанырак.
  8. Вдоль стен в юртах, как описывали исследователи ХІХ века, стояли деревянные лежаки - кровати. Изредка встречались даже железные. Справа от очага размещали кровать хозяев, а слева - незамужних дочерей, сестер.
  9. С шанырака свисали ленты, кисти - шашак бау. Они олицетворяли звезды и созвездия, отгоняли злых духов и привлекали добрых.

Казахская юрта: виды

Белая юрта в зеленом разнотравье степи - особый символ Казахстана. Туристы в поисках особого единения с природой, стремясь узнать больше о культуре казахов, с удовольствием останавливаются на ночлег в таких экзотических домах кочевников.

Вместе с тем юрта в степи - это еще и современное жилище чабанов и геологов. Казахская юрта - особый тип передвижного жилища. Благодаря конструкции она легко собирается и разбирается, ее просто перевозить по степи на верблюдах или конях. В любой момент юрту можно собрать, чтобы укрыться от палящего солнца или согреться в холодный осенний или зимний день.

Такая конструкция, ее модификации и внутреннее убранство - знаки высокого уровня материальной культуры казахов, их представления о мире и человеке.

Юрты - давнее изобретение кочевников. Их прообразы - крытые повозки, шатры на колесах, которые передвигались по степи, сопровождая переходы кочевников, которые искали новые пастбища, или торговые караваны.

В процессе многолетней эксплуатации таких передвижных домов сформировались определенные виды юрт, которые классифицируются по основному принципу - по предназначению.

Есть такие основные типы юрт:

  1. Жилище. Они строятся по типу кипчакских юрт, которые в отличие от монгольских шатров имели более высокий купол. Он был более устойчивым к снежным заносам, порывам сильного ветра, ураганам и бурям.
  2. Праздничная или парадная (аң үй, аң орда, боз үй, отау үй) - большая юрта, состоящая более чем из 10 решетчатых секций. Она отличалась тем, что в ее оборудовании использовали белоснежный войлок, детали конструкции украшали резьбой и ткаными войлочными ширинками с узорами.
  3. Походная была самой маленькой - на 3–4 секции. Она имела конусообразный вид, который создавали связанные сверху жерди. Внизу их также обязывали веревкой и вкапывали в землю.

Кроме того, есть специальные передвижные сооружения, которые выполняют вспомогательные функции:

  • в юртах-складах хранятся необходимые вещи и припасы;
  • в походных кухнях готовят пищу.

В казахском фольклоре есть такая загадка:

Один ковер ворсистый
К ним в придачу войлок.
Оп! - воскликнул я
И вознесся в небеса,
Покрутил, походил,
Твердь земную утвердил!

В ней представлены космогонические представления о мире, который отождествляется с юртой. Поэтому все ее составляющие имели магическое значение.

Юрта внутри - это воплощение творческого потенциала, тяги к прекрасному, мистических представлений казахов о мире. Все в ней функционально и предназначено для переходов. Это уютное и комфортное жилище, в котором всегда рады гостям.

Деревянный каркас и войлочное покрытие – основные части казахской юрты. Производством деревянных частей юрты (с үйек ) занимались особые мастера (үйші ). Главные требования к деревянной конструкции – это легкость и прочность материала , поэтому для изготовления использовалась древесина ивы, березы, тополя. Наилучшей издавна признана ива, или, как ее называют в народе – тал. Это твердый легкий материал, обладающий свойством гнуться, принимая желаемую форму, под действием несложных технических приемов, к тому же доступный – заросли его встречались во многих районах Казахстана.

Остов юрты составляют основные элементы: раздвижная решетчатая основа – кереге, купольные жерди – уы қ, полусферическое навершие – шаныра қ, дверь – есік .

Кереге юрты составляется из нескольких отдельных секций – қ анат ( «крыло» ). В жердях, образующих қанат , в местах скрещения по диагональной оси делались отверстия для крепежных ремешков . Это узкие полоски верблюжьей , воловьей или конской кожи , скреплявшиеся в узел и напоминающие нам гвоздь с кол пачком. Решетка, скрепленная эластичным материалом, легко сдвигалась и раздвигалась, в деревянной конструкции не применялось ни одного гвоздя. Основная масса казахского населения довольствовалась шестиканатными юртами, войлочное покрытие которых делалось из темно-серых тонов шерсти.

У зажиточных казахов число қанатов в кереге доходило до восьми и более . Войлочный покров делали из светлой шерсти .

Шаныра қ , в отличие от других деталей юрты , изготовляемых из тала , создавался из березы . Изготовл ение шаныра қа – наиболее трудоемкая и ответственная работа , поэтому выбор необходимой заготовки мастер производил сам . Для этого выбиралась береза , имеющая искривление ствола . Ее срез производили не позднее середины лета , когда дерево было полно соков . Пос ле ошкуривания в сыром состоянии сразу же начинали обработку – догибали до нужных размеров, делали необходимые срезы и соединяли два полукружия в креплении.

В отверстие шаныра қа выходил дым из открытого очага , одновременно он служил и окном для освещения жилья, а на ночь закрывался войлочным покрытием – тундик (т үндік ).

Шанырак у казахов являлся семейной реликвией, признаком продолжения рода и передавался из поколения в поколение, от отца к младшему сыну (кенже). Эта юрта считалась у родственников старшим большим домом (үлкен үй ), домом черного закоптелого шанырака (қара ша ңыра қ), действительно становившимся таким от векового дыма . Старшие дети , отделившись от отцовского дома , приносили в большой дом «долю духов предков» (аруа қт ы ңсыба ғасы ) от забитого скота , а невестки приносили часть из своего приданого , несмотря на то , что хозяином юрты был младший брат . Считалось , что шанырак представлял собой силу и покровительство духов предков .


Внешним покрытием юрты служил войлок, состоящий из трех видов полотен, различных по своим размерам: туырлы қ– покрытие основания , үзік – покрытие купола , т үндік – покрытие ша ңыра қа . Войлочное покрытие изготовлялось из лучших сортов овечьей шерсти осенней стрижки , которая хорошо поддавалась обработке , и войлок получался очень плотным, не был рыхл и долго не изнашивался.

Войлочное покрытие защищает зимой от ветра и мороза, летом – от солнца, дождя и пыли.

Непременный атрибут юрты – шимши, узорная чиевая циновка,
помещаемая между кереге и войлоком.
Материалом для циновок служил чий (ши) – вид степного тростника, а также разноцветная шерстяная пряжа, которой обматывались стебли чия в определенном порядке, создавая целостный орнаментальный рисунок. Циновка служила фоном интерьера юрты и ее плетению женщины придавали большое значение. Неумение хозяйки плести циновки считалось зазорным и осуждалось.

Шым ши не только атрибут красоты, но и служит защитой от холодных зимних ветров, сохраняя тепло, и вместе с тем пропускает свет и свежий воздух летом, когда низ войлочного покрытия приподнят над землей.


Есік или сы қырлауы қ (при открывании и закрывании двери издают скрип, отсюда и их название) – дверь юрты состоит из трех частей: косяка, деревянных створок и войлочной накидки с пришитой узорной циновкой. На косяк и дверь шли сосновые доски (қара ғай). Дверь украшалась резным орнаментом или красочными узорами.

К внутренней стороне войлочной накидки двери юрты пришивалась узорная циновка - шым есік.

Юрта является результатом взаимодействия почти всех видов домашнего производства: мастера по дереву создавали различные части каркаса; из овечьей шерсти мастерицы валяли войлок для покрытия деревянного каркаса; без предметов внутреннего убранства нельзя представить себе традиционную казахскую юрту, и в производстве их участвовали мастера по выделке войлочных и тканых предметов, вышивке и плетению, обработке кож и дерева.

Завидные свойства юрты: сохранять тепло, компактность при транспортировке, легкость установки и разбора – были использованы в годы первой мировой войны, в Великую Отечественную, во время землетрясения 1988 года в Армении, когда сотни тысяч людей остались без крова.

Трудно переоценить достоинства юрты, своеобразного шедевра многовековой культуры казахского народа, ей отдается справедливое признание как лучшему переносному, экологически чистому виду жилища.

Назад

http://www.pushkinlibrary.kz/detki/administrator/index.php?option=com_content&view=article&layout=edit

- (монг. урто стойбище). Жилище большинства сев. кочев. народов, делаемое из дерев. планок, затем обтянутых войлоком. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЮРТА жилище сибирских инородцев, из конусообразно… … Словарь иностранных слов русского языка

См. жилище... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. юрта дом, жилище, кибитка, кош; гэр Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ЮРТА, юрты, жен. (тюрк. jurt). Переносное жилище, кибитка у некоторых кочевых народов (обычно конусообразной формы). Киргизская юрта. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

юрта - ЮРТА, ы, ж. Дом, квартира. Ср. общеупотр. «юрта» переносное жилище кочевников … Словарь русского арго

юрта - ЮРТА, кибитка, кош … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

- (тюрк.) переносное жилище из войлока у народов Центр. и Ср. Азии и Сибири. Преимущественно круглое в плане с куполообразной крышей … Большой Энциклопедический словарь

ЮРТА, ы, ж. У нек рых кочевых народов Азии и Южной Сибири: переносное, конусообразной формы жилище, крытое кошмами, звериными шкурами. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Слово, часто употребляемое для обозначения жилища большинстванаших инородцев; на самом же деле его следовало бы применять лишь кжилищам монгольских кочевников (монголов, бурят и калмыков), так как онопроисходит от монгольского урто, что значит… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

юрта - юрта, ы (жилище) … Русский орфографический словарь

ЮРТА - или уй, ой (тюрк.), переносное жилище из войлока у народов Центральной и Средней Азии и Южной Сибири круглое в плане с куполообразной крышей. Стены составлены из решёток, крыша из шестов, верхними концами соединённых в центральный обруч,… … Этнографический словарь

ЮРТА - Южно Российское туристическое агентство http://www.yurta travel.ru РФ … Словарь сокращений и аббревиатур

Книги

  • Юрта Ворона (аудиокнига MP3 на CD) , Иван Ефремов. В предлагаемых рассказах сочетаются приключения и научная фантастика. Их герои - геологи, чей самоотверженный поиск природных ресурсов особенно важен в годы Великой Отечественной войны и… аудиокнига
  • Юрта Ворона. Избранные рассказы , Ефремов Иван. Представляем вашему вниманию аудиокнигу Юрта Ворона. Избранные рассказы, в которой собраны лучше рассказы Ивана Ефремова. Запись 2016 года… аудиокнига

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Монголия – как много в этом слове. Воображение сразу же рисует картину: простирается бескрайняя степь, слышится топот копыт, а вдалеке виднеется уютный круглый домик, из которого вверх бежит струйка дыма. Эта статья расскажет про устройство монгольской юрты – как она выглядит, из чего изготавливается, как расставляется мебель и утварь.

Также вы узнаете, где находится мужская часть, а где – женская, когда наступает час тигра, как определить время в юрте без часов и как оказаться желанным гостем, почувствовав на себе радушие монголов.

Что такое монгольская юрта и как она выглядит

Великие путешественники истории – выходцы из Европы, такие как Марко Поло, Вильгельм де Рубрук, в своих поездках через Монголию встречались с целыми кочующими городами и бесконечно ими поражались.

Рубрук вспоминал:

«Дом, в котором они спят, они ставят на колеса, стенами его служат плетеные прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы

В это трудно поверить, но даже сейчас, в эпоху интернета, трансатлантических корпораций и квартир в высоченных многоэтажках, большинство населения Монголии живет в юртах. Жители Улан-Батора – современного мегаполиса – и те испытывают непоколебимую любовь к юртам, и поэтому даже в городах есть целые кварталы, где люди живут в этих компактных домиках.

Сельские жители же который век живут по неизменным традициям. Они, гонимые погодой и состоянием пастбищ, с весны до осени кочуют с места на место. Иногда приходится перебираться по несколько раз в месяц.

Но это не составляет для них труда, ведь два человека могут с легкостью разобрать и так же легко и быстро собрать юрту или, как они сами ее называют, гэр. Эта конструкция может поместиться на двух верблюдах, а мебель и весь остальной скарб – на повозке, запряженной быком.

Своей прочностью и одновременной легкостью гэр обязан материалам, из которых изготавливается: дереву для каркаса, войлоку и коже. Деревянный каркас состоит из нескольких решетчатых стен — хан. От количества этих стен зависят размеры юрты.

Их может быть 6 или 8 – тогда это гэр среднего размера. А если стен 12, то это большой гэр, который, скорее всего, принадлежит зажиточному хозяину.

Наверху, в центре, устанавливается дымовое отверстие – тооно. Через него выходит наружу дым и проходит солнечный свет, ведь окон нет. Тооно соединяется со стенами специальными жердочками – уни. В итоге получается крыша в виде конуса.


Весь каркас сверху накрывают полотнами из войлока: летом – в один слой, зимой – в два – после чего обматывают веревками из кожи или конского волоса. Это делается для устойчивости конструкции, которая постоянно подвергается набегам порывистых степных ветров.

Юрта: взгляд изнутри

Монгольские гэры поддаются одной простой закономерности: их вход всегда находится на юге. Это делается не из-за каких-то древних суеверий, а из соображений практичности.

Дело в том, что вплоть до начала XX монголы не использовали наручные часы или будильники. Для них дом – это универсальные солнечные часы. Благодаря стенам особенного строения всегда можно было безошибочно определить время.

Самое почетное место внутри юрты – это север, прямо напротив входа. Здесь стоит алтарь с самым драгоценным: скульптуры богов из позолоты, серебра или меди, их изображения, лампады и другая религиозная атрибутика. Здесь же принимают самых важных гостей.


Западная сторона, которая находится слева от двери, традиционно считается мужской. Здесь располагается кровать хозяина дома и его жены, а также предметы, необходимые для истинно мужских занятий: снаряжение для охоты, седла, упряжки для скота, бурдюки для кумыса.

Справа от двери, на востоке, – женская сторона. Тут стоит кровать старшей незамужней женщины в семье (это может быть сестра или дочь главы семейства), около входа – мебель с кухонной утварью, посудой, ведрами, едой и другими вещами, которые использует женщина в домашнем хозяйстве.

Самое уютное и теплое во всех смыслах слова место в – в центре. Здесь находится очаг, печь, вокруг которого собираются все члены семьи. Он для всех имеет сакральный смысл, а три больших камня, которые составляют его первоочередную основу кочуют вместе с хозяевами и устанавливаются первыми при каждом перемещении.


Кроме этого, в юрте гармонично расставляют остальные кровати, шкафы, буфет, умывальник, сундуки, столы. На пол стелются ковры из войлока, специальные коврики или низкие стулья для сидения, а все внутреннее убранство пестрит необычными деталями, которые присущи именно монгольскому жилищу.

Изделия из шерсти и яркой ткани, вышивка, оригинальные орнаменты, плетеные вещицы – все это часто хозяйка делала своими руками, чем привносила неповторимый уют и самобытность в дом.

Обеспеченные люди могут иметь не один гэр. Рядом с домом хозяина могут находиться юрты, например, для гостей или новобрачных. Их жилища отличались безупречным белым войлочным покрытием, пышным внутренним убранством, богатыми коврами, более изящной посудой.

Интересно, что монголы с особенной трепетной любовью относятся к животным, настоящим и мифическим. Они даже определенные часы и соответствующие им стороны света, а значит – юрты, называют в честь животных.

Настал час зайца – восточная сторона (6 утра), а, значит, пора выгонять скот на пастбище. Его сменил дракон (8 утра), и время вскипятить молоко и начинать уборку. И так целый день, пока не придет время курицы (18 часов) – момент дойки, после которого можно было отдохнуть до следующего часа тигра (4 утра).


В гости к монголам: как правильно себя вести

Монголы – удивительно приветливый и гостеприимный народ. Они, услышав даже неожиданных гостей, готовы бросить все дела и сломя голову кинуться им навстречу. Но если вы споткнетесь о порог, все радушие хозяев мигом пропадет – издревле считалось, что это удел человека с плохими намерениями.

И это не пережитки прошлого, некоторые правила стоит помнить даже сейчас, когда собираешься войти в монгольскую юрту:

  • Оружие нужно оставлять за порогом, а нож доставать из ножен.
  • Прикоснуться к притолоке двери правой рукой – показатель благих намерений.
  • Не принято входить не просто без спроса хозяев, а даже тихо, неслышно – обязательно стоит известить их о своем приходе.
  • Порог – важная часть. Через него нельзя здороваться, разговаривать, на него нельзя наступать, там нельзя сидеть. Сначала нужно просунуть голову, а потом переступить через порог.
  • Не следует заносить пустую посуду, предметы для работы на земле и вообще какую-то поклажу.
  • Нельзя выносить или давать кому-то огонь из очага или молоко – считается, что так может уйти счастье.
  • Так же, как и в русском суеверии, запрещается свистеть в доме – это действует как призыв демонов и прочих нечистых сил.
  • Не стоит делать фото без разрешения хозяев.

Даже если какие-то правила поведения гостей могут показаться бессмысленными, смешными или нелепыми, стоит чтить традиции другой нации, уважать ее культуру – ведь именно в этом заключается взаимопонимание и дружба народов.

Заключение

Для монголов юрта – это их маленький мир. Тут они рождаются и умирают, тут есть мужское и женское начало, тут тигр начинает, а курица заканчивает их день, тут они принимают гостей и делят горести и радости с родными возле семейного очага.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Поддержите блог — присоединяйтесь к нам в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Что еще почитать