Панно из соломки. Соломка

Мастер-класс. Осенние поделки своими руками.

Мастер-класс. Волшебная соломка. Панно «Нарциссы» (подарок ко Дню матери)

Мастер-класс рассчитан для учащихся 2-4 классов и старше, педагогов и родителей.

Назначение: изготовление подарков, участие в конкурсах поделок, оформление интерьера комнаты.

Актуальность

Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Фантазия поведёт нас в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания, творчества.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Изготовление изделий из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

Весной - травкой шелковистой;

Летом - нивой золотистой,

Ну, а зимнею порою -

Аппликацией - игрою.

Сухая очень ломка, зовут её…(соломка).

Всё оживает в умелых руках! Соломка - сухие стебли — замечательный материал для работы. Изделия из соломки очень привлекательны, красивы. Они дают большой простор для творческого развития детей. Издавна применяет народ её для изготовления легких, прочных вещей. Из соломки делают шляпы, корзинки и сумки, коврики, мебель, бытовые предметы, игрушки. Можно выполнить соломкой и плоские украшения на коробочках, шкатулках.

С соломой приятно работать: она золотая, гладкая, гибкая, пахучая.

Цель: познакомить с возможностями стебля соломки в изготовлении поделок и передавать красоту природы через создание настенных панно, используя соломку.

Задачи:

1. Познакомить с приёмами изготовления панно из соломки.

2. Развивать фантазию, кругозор, образное мышление и воображение, творческие способности и эстетический вкус в деятельности по составлению панно.

3. Воспитывать аккуратность, бережное и заботливое отношение к природе, трудолюбие при работе с природными материалами

Ведущей идеей является применение природных материалов для создания красоты вокруг себя, умение передать красоту природы через создание настенных панно из соломки, и подарить людям радость и хорошее настроение.

В основе работы лежит создание панно и воплощение их в реальность как результат творчества, поиска нового, оригинального.

Инструменты и материалы

Кисточки № 1, № 2

Клей ПВА.

Лак ПФ - 283

Ватные диски.

Самоклеющиеся обои.

Листы бумаги в клетку.

Соломка (пшеницы).

Охрана труда

Опасности вработе:

травма руки ножницами;

покрытие изделия лаком;

глажение горячим утюгом.

Заготовка соломы

Солома — это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Она является дешёвым и доступным материалом для аппликации.

Сухая солома - хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму. Такие качества в сочетании с природными декоративными свойствами — глянцевой поверхностью, естественной красотой цвета — позволяют в работе с материалом достигать высокого художественного результата.

Для работы надо выбирать свежую, ровную соломку. Её рекомендуется собирать вручную на обочинах полей. Стебли надо осторожно очистить от листьев и обрезать корни. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков.

Срезанную соломку разрезают на части по узлам — так удобнее хранить материал. Обработанная (из обмолоченных снопов) соломка для работы не пригодна, так как стебли у нее поломаны и смяты.

Приготовление соломки к работе.

Если работу будут выполнять младшие школьники, то соломку желательно чтобы приготовили взрослые (учитель или родители).

1.Чтобы при работе соломка не ломалась нужно её запарить. Для этого подбирают круглые, ровные стебли и кладут их в таз, так, чтобы они не сгибались и не ломались, и заливают кипятком. Затем посуду с запаренной в ней соломой закрывают крышкой и оставляют на несколько часов. После такой обработки соломка становится эластичной, прочной и легко сгибается и плетется.

Не следует замачивать колличество материала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань.

2. Для выполнения плоских аппликационных работ необходимо из соломенных трубочек сделать плоские ленты.

Трубочки из соломки нужно осторожно разрезать вдоль стебля ножницами или острым концом ножа.

3. Разгладить горячим утюгом каждую полоску. Готовые полоски сложить в коробочку.

Технология наклейки соломенных полос.

Технология наклейки соломенных полос — важнейший этап работы.

Разглаженные полоски соломки наклеить клеем ПВА на листки бумаги (из тетради) плотно друг к другу, подбирая их по цветовой гамме, чтобы не было просветов.

Сразу эти листы бумаги с наклеенной соломкой прогладить горячим утюгом и положить под пресс, между книгами.

Технология выполнения аппликации из соломки.

Процесс выполнения аппликации из соломки делится на следующие этапы :

1. Выбор эскиза.

Панно из соломки

(мастер-класс)

Мастер-класс для продвинутых и не только!


Солома…Казалась бы, что в ней особенного? А особенное- солнечный блеск, и та энергия, которая накоплена за теплые солнечные деньки во время роста и вызревания хлебушка. Солома несет в себе энергетику лета, тепла, солнца! Работы, выполненные с использованием данного природного материала долговечны, оригинальны, неповторимы! Даже по одному и тому же эскизу, сделанные одним и тем же мастером работы будут иметь отличие, т.к. просто НЕЛЬЗЯ подобрать ТОЧНО такую же соломинку с одним тем же рисунком, оттенком и шириной.
Что же такое солома? Это стебли злаковых культур, как культурных: рожь, овес, ячмень, пшеница, рис, так и дикорастущих: зубровка, полевица белая, ежа сборная, мятлик луговой, овсяница, тимофеевка, костер, трясунка, вейник, щучка, луговик, пырей и др.



Итак, нам понадобятся для работы:

Очищенные от покровных листьев соломинки-трубочки (коленца) (фото 3)
Клей: чаще используется ПВА хорошего качества (Ярославский или Питерский) для канцелярских работ(строительный лучше не брать, он слишком жидкий), можно использовать универсальный полимерный клей с прозрачной основой, клеевой карандаш или скотч двухсторонний (фото 1)
Ножницы: для работы необходимо иметь ножницы разного размера (фото 2)
Бумага писчая (ксероксная)
Основа: В зависимости от того, что Вы делаете, можно использовать деревянные заготовки(шкатулки, ключница и т.); ДВП, покрытое черной тушью или краской из баллончика; шелк или атлас (темного цвета) , или бумагу для пастели. Можно использовать светлый шелк, предварительно расписанный для Вашей композиции из соломки и т.д
Утюг(желательно их старых(советских времен, современные утюги не могут нагреваться до нужной нам температуры)

Когда подобраны расходные материалы, выбираем эскиз будущей работы, у нас это Попугай на ветке.
Казалось бы, все есть, все готово, но кое-что мы упустили. Прежде, чем начать работать с соломой, необходимо разгладить трубочки-соломинки для получения соломенной ленты. Для этого берем в руку пучок соломин(сколько можно свободно удержать) и размачиваем их держа под струей горячей воды(температура воды такова, какую можете выдержать) минуты на 3 (фото4). Распаренные соломины разрезаем вдоль ножницами или ножом для резки бумаги, самодельным косячком (из остатков пилок по металлу) кому как удобней и проглаживаем утюгом до получения «стружки» (фото5)




Эскиз делим на составные элементы.
Начнем с более простого: ветки с листьями (ф.7), ствола, который у нас будет состоять из двух основных частей(ф.8). Все детали предварительно нумеруем. Каждый листочек на нашей веточки тоже нумеруем и переводим с помощью кальки на свободный лист бумаги, затем вырезаем каждый листочек в двух экземплярах и указываем на одном из них направление жилок (соответствует направлению соломенных лент)(ф.10) Т.к. листики у нас немного изгибаются, то будем клеить на них соломины методом «веер», для этого нарежем ленты наискось под углом, причем угол нужно иметь как правый, так и левый (ведь на листиках у нас два основных направления) (ф.9) В итоге у нас должно получиться примерно так:
лицевая сторона детали (ф.11)
изнаночная сторона (ф.12)



Теперь под пресс для просушки, таким образом выполняем все наши листики. Когда данный процесс закончен, приступаем к вырезанию обклеенных деталек. С помощью ножниц удаляем излишки
соломы, т.е вырезаем по контуру бумаги.(ф.13.) Простым карандашом намечаем контуры тени на половинках листиков(ф.14) Тонируем детали булькой, нагретой до нужной температуры(можно проверить на запасной соломенной ленте).Вместо бульки многие мастера используют паяльник, а для крупных деталей утюг.(ф.15)
Результат работы (ф.16)
На второй(неразрезанный)экземпляр нашего листочка наклеиваем подготовленные детали, собирая их в единое целое. Контур подправляем ножницами (ф.17) Все подготовленные нами листики (ф.18)


Предварительно проверяем, не потеряли ли чего в процессе работы, а может немного ошиблись с нанесением тонировки…(ф.19) Теперь ствол нашей облиственной веточки: наносим карандашом направление соломенных лент (ф.20) Оклеиваем стволик (ф.21-24) Повторяем операции как с листиками, т.е. сначала под пресс для просушки, а затем удаляем лишнюю солому.(ф.25) Тонируем булькой или паяльником(ф.26)






А затем добавляем «трещин коры» выжигательным аппаратом (ф.27) Из заранее подготовленного соломенного полотна вырезаем мелкие веточки. Соломенное полотно готовим так: выбираем соломку одинаковой длины, и, желательно примерно одинаковую по тону, наклеиваем ее на бумагу встык, плотно друг к другу, соблюдая переход тона. (у меня был кусочек ранее подготовленного полотна, и я использовала его) (ф.28) Полученные веточки(ф.29) Тонируем их выжигателем и начинаем сборку нашей веточки (ф.30-32) Теперь можно удалить лишнюю бумагу, вырезав детали по контуру соломки. (ф.33) Веточка готова, делаем ствол. Причем обе части ствола делаем абсолютно одинаково (ф.34, 35, 35 1, 35 2,36, 42, 43)




Иногда соломка ложится не так, как хочется нам (ф.37), но мы ведь «умнее» и можем с этим справиться. Для этого вырежем из ленты «заплатку» и вклеим ее в расщелину между соломинами.(ф.38-40)Ну, кто не знает, тот и не догадается, что мы «латали» наш ствол. Детали ствола, подготовленные нами (ф.41, 44) Теперь утюгом тонируем наш ствол. Ничего страшного, если где-то пережжем или не дожжем. Ведь кора на дереве у нас тоже не идеальная.(ф.45-49) Подправим булькой или паяльником (Ф.50-51) «Нарисуем» кору выжигателем (ф.52-53) Приступаем к сборке стволов. (54-57)





Теперь ПТИЧКА! (ф.58)

Делим ее на составные части. Каждое перышко отдельно, причем учитываем, что перья должны немного накладываться друг на друга, т.е. делаем их с небольшим запасом по длине(или ширине, в зависимости от расположения на эскизе) (ф.59-60) С перьями работаем так же, как с листочками, но т.к. перышки у нас ровные, то солому на уголки не разрезаем. Клеим под углом, как идет направление у перышек птиц. (ф.61, 63) Предварительно обратим внимание на соломенную ленту. Она у нас неоднородна по окраске и блеску.(ф.62) Один конец, который был на солнышке- более блестящий, он должен находится на кончиках перышка, а более матовый конец- в центре перышка.





Перо у птиц имеет остов(центральную часть) поэтому отрезаем от ленты тонкую полоску и приклеиваем поверх стыка пера.(ф.64-65) Когда все перышки готовы -собираем деталь хвоста (ф.66) Шея и голова птички (ф.67) тоже предварительно делится на составные части. Клюв(ф.68) Делаем его как листья и перышки (ф.69-70) «Мордашка» птицы: намечаем на заготовке расположение глаза, т.к. нам необходимо будет сделать прорезь на соломенном полотне в данном месте. Оклеиваем деталь.(ф.71.72) Шею птицы, хохолок сделаем методом «чесанной» соломы. Для этого нарежем соломины длиной около 2 см (ф.73) Затем каждый кусочек настрижем «травкой» Причем нельзя делать «заборчик», т.е. оставлять уголки одинаковой длины, иначе будет смотреться изделие «стриженным» (ф.74)

)




Теперь поэтапно внакладку наклеиваем ряд за рядом полученные мелкие перышки(а у животных шерстинки) на наши детали-заготовки (ф.75-77) Для того, чтобы конец нашей детальки был красивым, закончим его кусочком «травки» , выполненной цельной деталькой (ф.78-79) Вот такая у нас деталь в итоге(ф.80) Оформляем глаз нашей птицы. Выжигателем делаем обводку контура(ф.81) Подклеиваем более светлую солому с изнанки, вклеиваем темный зрачок, полученный тонированием (ф.82-84) и корректором канцелярским наносим блики на глаз (т.е» оживляем» его) Теперь крылья: правое и левое. На крыле у нас перья в технике «листочек» и оперение в технике «чесанной» соломки. (ф.88-91) Лапа нашей птички. Ее можно вырезать из полотна и слегка затонировать булькой, утюгом, или паяльником.(ф.92-93) Детали нашей птицы готовы.(ф.94) Приступаем к сборке птицы (ф.95-98)







Все детали работы готовы. Выбираем основу и фон. В данном случае это бумага для пастели. Формат работы 35х50. На основе карандашом наносим легкий контур расположения деталей работы, согласно нашего эскиза (ф.99-100) Прикладываем и смотрим, что нам необходимо подправить или изменить (ф.101) Если мы довольны полученным результатом, собираем работу окончательно. Сначала наклеиваем детали ствола, затем веточку с листиками, а потом птицу.(ф.102)





Любуемся полученным результатом. Работу для окончательной просушки помещаем под пресс минимум часа на 2, лучше на ночь.
Затем подбираем раму и вешаем на стену.

Смотрим сами и показываем друзьям!



Сегодня глубокой ночью завершила свой очередной проект - создание топиария (дерева счастья) из "кукурузных" роз. То есть роз, сделанных из талаша, или листьев от початка кукурузы.

Листья кукурузы

Для проекта использовала листья талаша трех цветов, проволоку, орешки липы, торфяной горшочек, бамбуковую палочку, клей. Листья талаша взяла натуральные с кремово-коричневатой расцветкой, отбеленные в перекиси водорода и окрашенный в луковой шелухе.

Основание для роз

Для сборки лепестков роз использовала липовые орешки, укрепленные на прочной оцинкованной проволоке. Это - моя находка. На орешках липы прекрасно собираются цветы, потому что они являются для мастера той точкой опоры, к которой прижимаются лепестки розы при склеивании. В самом деле: зачем мне покупать заготовки для роз из пенопласта, когда стоит только посмотреть под ноги во дворе?

Формовка лепестков розы
Из листьев кукурузы навырезала лепестков роз (все знают, как это сделать, не буду писать про "велосипед".

Способ формовки лепестков - мое решение. Если Вы где-то уже встречали такой способ, дайте мне ссылку, чтобы я знала. И так, форму лепесткам роз придаю с помощью термопистолета. Пока ничего лучше не придумала. Этот процесс состоит у меня из двух операций: сначала заворачиваю край лепестка, потом делаю в нем углубление.

Первая операция самая трудная и опасная, потому что делается это в руках. Требуется большая ловкость рук и скорость работы, чтобы не получить травму. На указательный палец левой руки кладу лепесток, сверху - наконечник термопистолета, и, прежде, чем термопистолет сожжет мне палец, большим пальцем левой руки заворачиваю верхний край лепестка вокруг наконечника термопистолета. То есть, чтобы сделать один лепесток, надо изловчиться не обжечь указательный и большой палец левой руки.

После завершения первой операции кладу лепесток с завитым краем на толстый мягкий коврик и кончиком термопистолета формирую углубление в центре лепестка. Это уже не опасно, надо только стараться не промахнуться мимо лепестка, чтобы к пистолету не прилип коврик. Не призываю вас делать также, просто опережаю вопросы "Как?" Сумеете сделать лучше и безопасней - будет отлично.

Углубление делаю в сторону, противоположную стороне закручивания края лепестка. Получаю вот такой лепесток. Так формую каждую заготовку лепестков. Только у первых внутренних лепестков и заворот края лепестка. и углубление делаю в одну сторону.

Потом начинаю процесс сборки лепестков на заготовку из липового орешка, опять же, с помощью термопистолета.. Здесь нет ничего такого, что отличало бы этот процесс от многочисленных мастер-классов по изготовлению роз, имеющихся в Интернете. В результате выходит вот примерно такая розочка.

Сборка роз на основание топиария

Твердая проволочная ножка используется для накалывания розы в шар-основание топиария.

После того, как розу приколола, поворачиваю ее туда-сюда вокруг оси, чтобы найти лучшее положение на основании. Когда нахожу такое, немного вытаскиваю розу из шара обратно, добавляю к ее основанию клея. Затем правой рукой аккуратно беру розу за ее середину, внутри которой сидит крепкий орешек, и крепко прижимаю к основанию топиария, пока клей не схватится. "Точка опора", или орешек липы внутри розы, не дает ей в процессе прижимания сломаться или смяться.

В промежутки между крупными розами вставила мелкие бутончики, листочки, завиточки из листьев кукурузы, окрашенных луковой шелухой. Получилось вот такое "вкусное", сливочно-шоколадное деревце, достойное украшение для хорошей кухни, витрины кондитерского магазина или кафе. Глядя на него, так и хочется заказать или налить себе чашку кофе, какао или чая, и выпить с чем-нибудь вкусненьким. Наверное, и счастье, которое оно принесет, тоже будет приятным.

(На дворе - глубокая осень, в доме темно и вечером и днем, потому снимать пришлось на балконе, так что фон, может быть. и не самый лучший)

Вид снизу

Шар-основание для топиария

Кстати, об основании топиария. Шар для него я тоже сделала из листьев кукурузы. Тонкие, не очень красивые полоски кукурузных листьев сложила в пучок, перевязала его в середине крепким шпагатом, как делают при изготовлении помпонов. Потом смочила листья водой и еще влажные сваляла в руках в шар. Завязала его в кусок от старых колгот и высушила в течение ночи возле батареи. Утром немного поверху укрепила кое-где клеем, где листья норовили отойти от заданной формы. Потом насадила его на бамбуковую палочку от палочек для суши, и укрепила в горшочке в растворе алебастра.

Горшочек

Для горшочка взяла торфяной горшочек для рассады. Пропитала его акриловой грунтовкой, потом покрыла белой водоэмульсионной краской. Поверхность алебастра прикрыла сушеными кукурузными "волосами", которые очень напоминают мох или сухую траву под деревом. Хотела, чтобы моей проект был максимально сделан из природных или близких к ней материалов.

Спасибо всем, кто заглянул, ... и пусть все будут счастливы!

Панно из соломки: как подготовить соломку для аппликации, технология выполнения аппликации из соломы, пошаговый мастер-класс для детей.

Панно из соломки: пошаговая инструкция и мастер-класс

Соломку издавна используют для изготовления полезных вещей (головных уборов, игрушек, украшений, аппликаций, панно, декоративных композиций для украшений дома).

Изготовление панно из соломки – очень красивый, но пока еще очень редкий вид рукоделия с детьми. И чаще всего это связано с тем, что многие не знают, как подготовить соломку для выполнения панно и композиций и как правильно выполнять работы из этого материала.

Из этой статьи Вы узнаете:

— из каких растений можно сделать соломку для изготовлений панно и аппликаций с детьми,

— как правильно подготовить солому к аппликации,

— технологию выполнений панно из соломки,

— как сделать панно из соломки «Осенний букет» с детьми.

Технология выполнения панно в технике аппликации из соломы

Панно из соломки: из каких растений можно сделать соломку

Соломой (соломкой) называют стебель злака, полый внутри.

Для изготовления панно и аппликаций можно использовать соломку любого злака: ржи, риса, пшеницы, проса, ячменя, овса, мятлика, тимофеевки и других. Из каждого растения получается соломка с разным рисунком и оттенком, поэтому мастерицы обычно заготавливают соломку разных растений для их сочетания в одном панно.

Заготавливают соломку после созревания растений во время сбора урожая, когда она становится золотистого оттенка.

Как правильно срезать соломку: срезают стебель в его нижней части ножницами или секатором. Стебель злаков разделен на междоузлия прочными перегородками, которые называются узлами. Именно междоузлия мы и используем для изготовления панно, а узлы с растения срезаем, они не пригодятся нам в изготовлении поделок. После срезки узлов со стебля снимаем лист. Можно срезать стебель целиком, или сразу же на поле разрезать его на части по узлам – так удобнее перевозить и хранить солому.

Какая часть стебля используется для изготовления панно из соломки: Для творческих детских работ используется средняя часть стебля злаков, так как верхняя часть стебля слишком тонкая и ломкая и поделки из нее были бы слишком трудоемки.

Какая соломка подходит и не подходит для изготовления панно . Собирают солому свежую и ровную на обочине поля, по которой не проходил комбайн. Смятая комбайном солома или подгнившая не подойдет для панно.

Как хранить соломку для аппликации. Нельзя хранить соломку в виде трубочек, так как она пересохнет, и детям будет сложнее с ней работать. Нужно подготовить ленты из соломы одним из способов, описанным в этой статье, и хранить их.

Когда начать обработку соломки после ее сбора? Горячую обработку соломки и ее превращение в соломенные ленты нужно сделать сразу же после ее сбора – чем раньше, тем лучше.

Как подготовить солому для изготовления панно и аппликации

После сбора соломки нужно ее подготовить для выполнения панно, то есть из трубочек нам нужно создать ленты плоской формы, из которых мы будем вырезать элементы.

Способы подготовки соломы к изготовлению панно в технике аппликации

Способ 1. Замачивание соломы в воде. Отбираем ровные круглые части стебля из междоузлий (узлы отрезаем, они нам не нужны) и кладем солому в таз или миску с горячей водой (60-80 градусов) для распаривания. Время распаривания примерно полтора – два часа.

Когда солома станет мягкой, разрезаем трубочку вдоль стебля и разглаживаем горячим утюгом на нескольких слоях бумаги (можно использовать сложенную газету). После этого соломку можно хранить и использовать позже в течение учебного года.

Этот способ позволяет получить более мягкие и эластичные, удобные для детских рук и аппликаций полосы соломки.

Если так получилось, что Вы пересушили соломку (обрабатываете ее спустя время после сбора), то мы распаривать ее по-другому. Кипятим солому в воде примерно 45 минут – 1 час. Выключаем плиту и держим ее в горячей воде. Вынимаем, делаем разрез вдоль стебля и проглаживаем утюгом через бумагу.

Способ 2. Проглаживание утюгом. Берем несколько слоев бумаги (можно использовать газеты), на них кладем соломинки. Проглаживаем их горячим утюгом. Получаем узкие плотные соломенные ленты. Они более жесткие и рельефные, чем полосы, полученные первым способом.

В зависимости от температуры утюга могут получиться разные оттенки.

Обработанные соломины разрезаем острым ножом или ножницами вдоль стебля.

Всю подготовку соломки к изготовлению аппликации и панно проводит взрослый. Дети получают уже готовые полосы соломы для работы.

Подготовленные полосы и панели – листы из соломенных полос можно хранить.

Как делать панно из соломки с маленькими детьми

Для маленьких детей (дошкольников или детей 1-2 класса) взрослый может заготовить не полосы соломки, а выдать детям уже готовые «соломенные листы» для аппликации.

Как подготовить лист соломы (панель из соломенных лент) для детской аппликации:

— берем лист бумаги (обычный альбомный лист) и клей ПВА.

— приклеиваем на этот лист полоски соломки (предварительно подготовленные) очень близко друг к другу, избегая просветов. Подбираем по цвету, чтобы один лист был одного оттенка.

Детям мы выдаем уже готовые такие золотистые листы – панели из соломенных лент — для изготовления панно из соломки. Они вырезают из них по шаблонам ножницами нужные элементы, как обычно их вырезают из цветной бумаги. И из элементов составляют панно, приклеивая их на основу с помощью клей ПВА. Такие необычные «листы соломки» для аппликаций очень нравятся детям и очень необычны для них. Попробуйте!

Детям постарше можно выдавать не листы, а полосы соломы, и они выполняют панно из соломки как взрослые, самостоятельно выполняя все этапы технологии, описанные ниже.

Какая нужна основа для выполнения панно из соломки

Полосы соломки готовы! Теперь нужно выбрать основу для нашего панно.

Основой для панно из соломки всегда берут бумагу или плотную ткань темного цвета. Например, это может быть черная бархатная бумага или плотный черный лен, фанера, замша или картон, проклеенный шпоном. Ткань для панно натягивают на подрамник или лист фанеры.

Мы подобрали основу, подготовили основу. Пора приступать к аппликации. Но сначала нужно сделать эскиз работы и узнать о тонкостях технологии, чтобы не допустить типичных ошибок и чтобы Ваше панно выглядело аккуратным и красивым.

Это важно: в панно из соломки можно «играть» ее рисунком, определяя в эскизе направление соломы в детали. Как мы будем клеить солому в листе или в серединке цветка, в его лепестках? Соломка будет расположена в данной детали вертикально, горизонтально или по диагонали? Если это важно для Вашего рисунка, то направление отмечается стрелкой на эскизе.

Типичные ошибки в изготовлении панно из соломки

Ошибка 1. Дети сразу клеят соломку на основу и получают неаккуратную работу.

Правильный вариант: сначала создать эскиз. И только после этого приклеивать выкроенные элементы на основу.

Главной ошибкой, которая приводит к неаккуратности работы, является выполнение панно клеем сразу на основе. Чтобы аппликация из соломки в ходе изготовления панно получилась аккуратной, сначала рисуют эскиз. Далее эскиз распечатывают на принтере или переводят на кальку. Элементы вырезают, получая шаблоны. Шаблоны раскладывают на соломке, вырезают. И только после этого наклеивают на основу панно по рисунку.

Ошибка 2. Дети нарушают технологию выполнения панно из соломки.

Правильный вариант:

А) Если детали крупные.

Вырезаем шаблон детали по эскизу. Далее берем бумагу, на ней рисуем по шаблону нашу деталь. Переворачиваем бумагу на сторону без рисунка, и на нее накладываем полоски соломы рядом друг с другом. Следим, чтобы между ними не было просветов. Концы соломки выходят за края заготовки.

Б) Если детали мелкие.

Делаем заготовку прямоугольной формы из бумаги. На бумагу плотно друг к другу приклеиваем полоски соломки на клей ПВА так, чтобы просветов между ними не оставалось. Получилась заготовка для аппликации.

В) Маленькие дети должна получать уже готовые листы соломки для вырезания деталей.

Напоминаю, что маленькие дети (в возрасте примерно до 8-9 лет) не делают этот шаг, а получают от взрослого уже готовые листы соломы, из которых просто вырезают ножницами нужные элементы и приклеивают их по эскизу на фон.

Ошибка 3. Дети приклеивают детали панно канцелярским клеем.

Для аппликации в изготовлении панно из соломки используют клей ПВА. Ни в коем случае не нужно выполнять панно из соломки с помощью канцелярского клея, так как работа будет очень неаккуратной и прослужит недолго. Вас с ребенка будет ждать не радость, а разочарование.

Клея ПВА нужно наносить небольшое количество, чтобы он не выступил на основе панно и не оставались пятна.

Взрослые могут пользоваться при изготовлении панно из соломки клеем «Титан».

Ошибка 4. Дети приклеивают сначала мелкие детали, а затем крупные. В результате композиция может не уместиться на фоне.

Правильный вариант: приклеиваем на фон сначала основные, самые крупные детали. А затем вокруг них – мелкие детали по эскизу.

Изготовление панно из соломки с детьми

Это панно из соломки «Осенний букет» выполнено в технике аппликации. Его сделала Парастаева Дарья, 11 лет (Республика Башкортостан Стерлитамакский район с. Большой Куганак). Руководитель: педагог дополнительного образования Спевак Мария Викторовна.

Как сделать панно из соломки «Осенний букет» с детьми:

— Собрать и подготовить соломку.

— Соломку разрезать вдоль стебля, развернуть и прогладить ее горячим утюгом-

— Составить эскиз работы и перенести его на черную ткань.

— Приклеить подготовленную соломку на основу. Клеить нужно очень аккуратно, наносить его в небольших количествах, чтобы клей не потек и не размазался по фону.

Как можно окрасить соломку для изготовления панно

Иногда для изготовления сюжетных панно из соломки требуется солома определенного оттенка или цвета. Растительные красители дают очень мягкие, сдержанные оттенки.

— Чтобы получить разные коричневатые оттенки соломки, нужно пользоваться утюгом. Чем дольше мы держим солому под утюгом, тем более темной получится цвет соломки.

— Чтобы соломка стала желто — золотистого оттенка, ее кипятят в воде с содой (1 чайная ложка соды на 1 литр воды).

— Красноватый цвет соломки получают в отваре луковой шелухи. Чем более насыщенный отвар и чем больше в нем шелухи, тем насыщеннее будет цвет.

— Для получения розового оттенка соломку кипятят в растворе марганцовки.

Еще идеи для изготовления панно с детьми Вы найдете в рубриках сайта:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

В саду детей приучают к творчеству. Это помогает вырабатывать в них усидчивость и развивает мелкую моторику. Наиболее доступным материалом для детского творчества является солома. Из этого сырья изготавливают множество поделок. Их разнообразие можно найти на фотографиях на сайтах, где представлены поделки из соломы.

Так же существуют различные кружки, где проводят мастер-классы соломенным поделкам для начинающих. Такие поделки можно отнести к давней традиции нашей культуры. Соломенный материал имеет все необходимые свойства для использования его при изготовлении разных поделок.

Везде, где выращивают злаковые растения, можно обнаружить поделки из соломы. Фураж остается после уборки зерновых и является самым дешевым сырьем для творчества. Его использовали при изготовлении соломенных картин, фигурок животных и сооружений.

Такие работы могут быть объемными или плоскими, большого или маленького размера. Работа с таким сырьем подходит для детей любого возраста. Ведь так интересно наблюдать, как из сушеных стеблей получаются необычные герои, да еще и с помощью своих умелых ручек. И хотя сегодня прогресс не стоит на месте, детей все равно увлекает творчество из соломы.

Отличительные свойства соломы

Солома как сырьё, обладает важными характеристиками:

  • экологическая безопасность;
  • дешевизна;
  • широкая распространенность;
  • пластичность;
  • отлично держит форму;
  • основательность;
  • простота в подготовке к работе.

Нужно учитывать, что солома разных зерновых культур имеет отличие. У ячменя стебелек желтого цвета, поэтому соломинки тоже ярко желтые, глянцевые. Она хорошо подходит для детских поделок из соломы, так как выделяется своей пластичностью и простотой обработки. Поделки из ячменной соломы носят насыщенный желтый цвет.


Ржаная солома намного темнее. Стебли ржаных культур более прочные, поэтому их солому чаще используют при выполнении объемных сооружений. Так же, ржаной фураж нужен при изготовлении фигурок людей и животных, потому что отлично держит форму.

Фураж после пшеницы небольшой длины и толстостенный. Имеет золотистый цвет. Она так же подходит для создания объемных композиций.


Солома из овса относится к универсальному сырью. Стебли имеют желтый цвет и выраженную пористость. Такая солома весьма гибкая, из-за этого, имеет широкий спектр использования.

При создании интересных картин или объектов, можно сочетать несколько видов соломы. Благодаря этому, возможно подчеркнуть некоторые моменты и получить композицию необычной красоты. Почерпнуть интересные идеи поделок из соломы возможно в специальной литературе или на просторах интернета.


Инструкция как сделать поделку из соломы

Перед началом работы по изготовлению поделки, нужно весь процесс основательно распланировать. Если вы начинающий творец, то выбирать композицию для первой работы, стоит самую простую. Это поможет освоить навыки работы с соломенным материалом.

После составления плана, нужно подготовить место для творчества. Удобнее творить на большой и ровной поверхности стола. Расположить его нужно поближе к окошку, а так же обеспечить дополнительный источник света. Поверхность стола необходимо застелить клеенкой, чтобы защитить от попадания клея или царапин.


Приготовьте и разложите весь нужный инвентарь. Это могут быть: разные ножницы, канцелярский ножик, пинцет, шило, утюг, карандаши, клей, нитки с иголкой. Перечень может быть видоизменен, все зависит от сложности выбранной композиции.

Следующим шагом идет подготовка основания, к которому будем прикреплять солому. Если поделка плоская, то в качестве основания может служить ткань, фанера, картон. А если планируется объемная фигура, то сначала нужно сделать каркас. Его можно сооружать из проволоки или дерева.

Приступаем к обработке соломы. Чтобы она была мягче, ее нужно залить кипятком. Оставляем на время и стебельки размякнут. После вытаскиваем материал в мокрую ткань и по мере того, как нужны соломинки для поделки, просушиваем их утюгом.

Как выполнены все эти пункты, можно приступать непосредственно, к практическому изготовлению поделки.


Чтобы понять, как правильно делать поделки из соломы своими руками, тщательно разберем один из примеров такой поделки.


Соломенная кукла

Берем немного соломки и складываем пополам. Чтобы края были ровны, обрезаем их при помощи ножниц. Основание обматываем ниткой. В итоге получаем тело и головку куклы.

В стороне делаем ручки по аналогии, обозначая на них локтевые сгибы. Используя проволоку или зубочистки, соединяем детали с телом. Изготовление куклы завершено. В дополнение можно изготовить шляпку и тканевую косынку, а так же нарисовать лицо.


Фото поделок из соломы

Что еще почитать