Типы акустических систем: конструкции, обзор, характеристики. Выбираем оптимальные компьютерные колонки Все виды колонок

Как показывает практика, в большинстве случаев штатные акустические системы не позволяют обеспечить качественное воспроизведение звука. По крайней мере, так считают многие меломаны. Именно поэтому большинство автолюбителей прибегают к и динамиков, чтобы добиться более качественного звучания. Как и какие бывают виды устройств — об этом мы расскажем ниже.

[ Скрыть ]

Какие бывают автомобильные акустические системы?

Если вы хотите, чтобы автомагнитола обеспечивала качественное воспроизведение как низких, так и высоких частот, при этом сам звук был бы чистым, нужно в первую очередь уделить внимание динамикам. Для начала предлагаем ознакомиться с видами устройств.

Типы

Акустические автомобильные системы можно разделить на несколько типов:

  1. Широкополосные. В данном случае воспроизведение всего доступного диапазона частот будет осуществляться одним динамиков. Такой вариант более актуален для автолюбителей, которые предпочитают слушать радио или включают громко музыку ненадолго. Как показывает практика, широкополосные системы ставятся практически на все авто штатно.
  2. Коаксиальные. Такой вариант более актуален для автолюбителей, которые хотят добиться более качественного воспроизведения звука с «жирным» басом. В таком случае комплект колонок подразумевает установку нескольких устройств по одной оси. Поскольку каждая аудио система позволяет выдавать частоты низкого, среднего и высокого диапазона, в коаксиальной акустике за каждый диапазон будет отвечать отдельная головка. В более дешевых вариантах акустические системы оснащаются встроенными кроссоверами, в более дорогих — внешними.
  3. Компонентные АС. В таких системах аудио ряд делится по частотам. Стоимость таких колонок более высокая, однако при правильной установке они позволят добиться наиболее качественного и объемного звука с мощным басом. Такой вариант более актуален для меломанов, которые не могут ездить без качественной музыки (автор видео — канал Radioblogful. Видеоблог паяльщика).

Типоразмеры

Что касается типоразмеров, то колонки для автомобилей также разделяются между собой и по габаритам. Будь то круглые или овальные динамики, качество звука ни коим образом не зависит от формы колонок. Размеры при покупке необходимо учитывать в соответствии с габаритами посадочных мест, предусмотренных в авто под акустику.

Как правило, диаметр стандартных посадочных мест в передних дверях может быть 10, 13 или 16 см. Что касается задних дверей или полок, то, как правило, в них монтируются овальные изделия размерами 15х23 см либо 6х9 дюймов. Перед покупкой акустики обязательно нужно измерить размеры посадочных мест под колонки.

Как подобрать динамики для конкретного авто?

Что касается непосредственно выбора, то при покупке следует руководствоваться следующими критериями:

  1. Ценовой диапазон. В соответствии с финансовыми возможностями у вас сформируется определенный ассортимент.
  2. Тип системы. Как сказано выше, акустика может относиться к одному из трех видов. Определитесь с типом и вы сможете сузить диапазон устройств.
  3. Производитель. В настоящее время рынок автомобильной электроники предлагает покупателям довольно большой ассортимент акустических систем от разных производителей. Необходимо понимать, что далеко не всегда высокая цена будет означать такое же качество колонок, но как правило, дешевые динамики все же работают хуже, чем дорогие. Наиболее популярные бренды, которым отдают предпочтение наши соотечественники — Pioneer, Kenwood, Infinity, Focal, Alpine и т.д.
  4. Следующий параметр — выбор подвеса. По мнению многих экспертов в области автозвука, лучше отдать предпочтение резиновым подвесам, а не матерчатым. Резиновые подвесы позволит предотвратить появление вибраций, если акустика будет включена на полную мощность.
  5. Наличие твитеров. Этот критерий актуален, если вы хотите обустроить в своем авто серьезную акустику. Как утверждают многие специалисты, желательно, чтобы твитеры были шелковыми.
  6. Типоразмеры. Как сказано выше, перед покупкой следует измерить габариты посадочных мест и уже в соответствии с этим выбирать устройства.
  7. Помимо этого, следует учесть и другие особенности установленной в автомобиле магнитолы. Дешевые китайские магнитолы, как правило, не могут выдавать качественный звук в силу того, что в них установлен низкокачественный усилитель. Более дорогие варианты обычно работают со всеми типами динамиков. В любом случае, при покупке следует учесть особенности.
  8. Не менее важный параметр — мощность устройств, она может быть пиковой и номинальной. На пиковую мощность обращать внимание не стоит, учитывайте только номинальную, именно этот параметр позволит обеспечить качественный звук. Пиковая мощность представляет собой значение, которое акустика сможет выдержать в течение кратковременного промежутка времени, после чего может произойти перегрев изделия и, соответственно, его выход из строя. В том случае, если приобретаемые колонки будут обладать высокой мощностью, их придется использовать через сабвуфер. Необходимо учитывать тот факт, что для предотвращения выхода из строя акустики следует учитывать одно правило — значение пиковой мощности в любом случае должно быть больше, чем максимальная мощность саба.
  9. Еще один критерий — чувствительность, этот параметр меряется в децибелах. Чем более высоким будет это значение, тем более качественный звук смогут выдавать изделия без подключения саба. Если вы планируете использовать дополнительно усилитель, то его установка будет актуальна тогда, когда чувствительность устройств составит 90 децибел или меньше.
  10. Резонансная частота. Этот параметр определяет качество глубины низких частот. Чем более низким будет значение резонансной частоты, тем более качественными и мощными будут басы.
  11. Убедитесь в том, что в комплекте к устройствам идет инструкция — как правило, в ней указываются все необходимые требования к магнитолам и стандарты, которые следует учесть при установке той или иной модели.
  12. Наличие отверстия для установки изделий. Бывает такое, что купив изделия, автовладелец сталкивается с проблемой установки из-за отверстий, расположенных в колонках. Если вы не хотите дополнительно сверлить отверстия для монтажа динамиков, выбор акустики должен осуществляться в соответствии с этим фактором.

Фотогалерея «Динамики для авто от разных производителей»

Грамотная установка АС для создания объемной звуковой сцены

Теперь перейдем к вопросу обустройства акустической системы в автомобиле. Если сравнивать акустическую систему с домашней, то в данном случае принцип расположения ее элементов будет другим. В домашних системах динамики нужно устанавливать над слушателем, в случае с автомобильной акустикой все иначе. Если речь идет о коаксиальных динамиках, то вам нужно просто установить новые динамики вместо установленных стандартных. Их необходимо надежно зафиксировать, чтобы в процессе эксплуатации не допустить возникновения вибраций, который, в свою очередь, отразятся на качестве воспроизводимого звука.

Схема поключения компонентной акустики

Что касается коаксиальных систем, то для правильного обустройства такой акустики следует опираться на несколько моментов:

  1. Изделия следует вмонтировать как можно ближе к передней части салона. То есть такой вариант, как установка изделий в заднюю часть двери, которая ближе к центру автомобиля, не подходит. Разумеется, при установке такое место звук не будет испорчен, но действительно качественного звучания добиться не удастся. Лучше всего установить устройства в передней части двери, которая ближе к центральной консоли. Многие автовладельцы устанавливают изделия прямо в торпеде, но для этого ее придется переделывать, а также закрывать отверстия в дверных картах.
  2. В том случае, если вы приобрели разночастотные изделия, которые будут относиться к определенному каналу, то наиболее оптимальным вариантом будет их монтаж как можно ближе друг к другу. Это позволит добиться согласованного, а также цельного звучания.
  3. Что касается ориентации изделий, то этот вопрос не принципиальный. Одни динамики можно направить в сторону водительского кресла, другие — к лобовому стеклу, это позволит отразить звуковые волны. Но в данном случае придется действовать экспериментальным методом, поскольку многое зависит не только от колонок, но и от прочих факторов.

Цена вопроса

Стоимость динамиков варьируется от 600 до 30 тысяч за комплект, но можно найти и более дорогие варианты.

Приветствую! Для меня звук находится далеко не на последнем месте, я бы даже сказал, что этому вопросу я уделяю особое внимание. И в этой статье я поведаю вам как правильно выбирать колонки для компьютера или ноутбука на любой бюджет. Уверен, это будет интересно как мне, так и вам 🙂

Вначале немного расскажу об общих принципах, затем уделю внимание конкретным ценовым диапазонам и отдельным пунктом выделю качественный звук. Статья получилась немаленькая, но здесь самый сок.

Определитесь что вы хотите получить

Я сразу обозначу возможные хотелки: музыкальный фон, смотреть фильмы или играть, слушать музыку/потанцевать, наслаждаться прослушиванием музыки. Для простой озвучки компьютера, вопрос выбора колонок как бы и не стоит. Подойдут любые, даже самые дешёвые. В этом случае обращают внимание на дизайн, качество изготовления и, иногда, на способ подключения.

По умолчанию, есть штекер 3,5”, который можно воткнуть в любой компьютер, ноутбук или телефон, а также шнур для розетки 220 вольт.

Можно взять USB-колоночки, которые подключаются одним кабелем USB и не требуют наличия питания 220В. Это может оказаться удобным для подключения к ноутбукам. Для комфортного просмотра фильмов или для погружения в игровую атмосферу такой вариант уже не прокатит, нужно что-то посерьёзнее, об этом ниже.

Слушать музыку и наслаждаться прослушиванием разделяет некая пропасть. Это когда вы специально садитесь и включаете любимые треки, погружаетесь в атмосферу, сопереживаете вместе с музыкантами, испытываете глубокие эмоции и эффект присутствия. В этом случае, на ваш выбор также оказывают влияние стилевые предпочтения. Практически никакая мультимедийная система, а именно так называют «компьютерную акустику», не используется для таких целей.

Какая бывает акустика для компьютера

Колонки бывают нескольких типов: 2.0, 2.1, 5.1 и проекторы (саундбары).

Самый распространённый тип – это 2.0 . Здесь имеется стереопара, состоящая из двух одинаковых колонок. Такой тип лучше всего подходит для фонового сопровождения и прослушивания музыки. Каждая колонка воспроизводит низкие, средние и высокие частоты.

Далее, 2.1 – вариант хорошо подходящий для фильмов и игр. Здесь есть две одинаковые колонки (сателлиты), они играют средние и высокие частоты. Отдельная третья колонка предназначена только для низких частот, называется она сабвуфер. Я считаю комплекты 2.1 самым оптимальным выбором не только для кино и игр, но и вообще для дома при ограниченном бюджете и музыкальных предпочтениях типа рэп, танцевальная музыка и тяжёлый метал.

А это потому, что даже недорогие комплекты 2.1 за счёт сабвуфера дают более глубокий бас, чем 2.0 комплекты за ту же или большую цену. Но они не такие универсальные в плане прослушивания музыки.

5.1 — это расширенный вариант 2.1 систем, здесь добавлены ещё 3 колонки: две тыловые и одна центральная. Это лучший вариант для кино и игр. Но учтите, сможете ли вы разместить сзади себя две колонки и ещё одну посередине спереди. Правда, есть ещё 7.1 и даже 7.2 комплекты, но это уже экзотика 🙂

Для подключения комплекта 5.1 нужно быть уверенным что ваш компьютер позволяет подключить такую систему, т.е. имеет 5.1 выход. Это можно посмотреть в характеристиках материнской платы или звуковой карты. На ноутбуках такого не бывает, нужно докупать недешёвую внешнюю звуковую карту. Или же, нужен ноутбук с цифровым выходом и акустика с цифровым входом.

На картинке представлена задняя часть материнской платы с наличием цифрового выхода S/PDIF и пятиканального аналогового выхода. На многих материнках 5.1 выход может быть реализован в виде 3-х гнёзд. В этом случае одновременное подключение системы 5.1 и источников записи звука к задней панели будет невозможно.

Имеет значение и источник воспроизведения фильмов. Скачать фильм можно как со стерео, так и с многоканальным звуком. А вот при просмотре онлайн вы услышите только стереозвук и система 5.1 почти теряет смысл. Почти, это потому что во многих системах есть режим Pro Logic или ему подобный, который преобразует обычное стерео в 5.1, но это не полноценный многоканальный звук. В общем, учтите и этот момент тоже. Чисто для прослушивания музыки 5.1 не нужно, это лишняя переплата денег. За ту же цену можно взять более хорошие колонки 2.0 или 2.1.

Проекторы (саундбары) – это когда есть длинная колонка, в которой стоит много динамиков, узкоспециализированный дорогой вариант. Подойдёт, когда есть только одно место для установки. Саундбары призваны обеспечить окружающий звук без расстановки сателлитов по комнате, часто комплектуются сабвуферами.

«Мелочи» на которые стоит обратить внимание

Помимо типа исполнения акустики и качества её звучания, на ваш выбор повлияет дизайн, удобство подключения и использования. Про дизайн ничего советовать не буду, каждому нравится своё. Но отмечу, что за необычный, вычурный дизайн придётся переплатить. И почти наверняка, колонки за ту же цену, но с обычным дизайном будут звучать лучше.

В плане эргономики обратите внимание на расположение органов управления (ручек регулировок). Самый неудобный и распространённый вариант, это когда ручки находятся сзади одной из колонок. Более удобно когда они расположены спереди или сбоку. Иногда регулятор делают в виде проводного пульта. В более дорогих моделях есть уже беспроводной пульт управления, но на практике он редко используется, поэтому всё равно смотрите чтобы органы управления на самих колонках были удобными.

Самый плохой вариант, когда некоторые функции доступны ТОЛЬКО с пульта, например, тембр или переключение между входами. Регулировка тембра, кстати, бывает не всегда или в урезанном варианте. Лучше, когда можно регулировать отдельно низкие и высокие частоты. НО, если тембра нет, то не стоит проходить мимо. Вероятно, что и без него звучание весьма сбалансировано.

Почти вся мультимедийка — это активные колонки, т.е. когда усилитель встроен в одну из колонок. Но самый удобный вариант, это когда усилитель мощности с регуляторами выполнен в виде внешнего блока. Тогда его можно расположить поближе, а акустику поставить подальше. Отмечу, что на качество звука не влияет встроенный ли в колонку усилитель или исполнен в виде внешнего блока.

Если имеется несколько входов, то к такой акустике можно подключить компьютер и, например, приставку, а потом переключаться между ними без перетыкания проводов. Более экзотические колонки можно подключить с помощью Bluetooth, т.е. без проводов (актуально при выборе акустики для ноутбука).

Немаловажная характеристика любой системы – это её мощность в ваттах. Чем больше, тем громче, но совсем не значит, что качественнее. Как правило, для озвучивания одной комнаты 9-20 квадратов вполне достаточно 10-20Вт (5-10Вт на одну колонку). Для дискотек и домашнего кинотеатра можно брать хоть 50, хоть 100Вт, главное чтобы соседи по батареям не стучали 🙂

Акустика бывает одно, двух и трёхполосная. Однополосные это когда есть всего один динамик, который воспроизводит все частоты. В двухполосных есть два динамика – один побольше (низко-среднечастотный), второй поменьше (высокочастотный или «твитер»). В трёхполосных, соответственно, их три: низкочастотный, среднечастотный и твитер.

Преимущество однополосных перед двухполосными: лучше средние частоты.

Преимущество двухполосных перед однополосными: более чёткие высокие частоты.

Преимущество трёхполосных перед двухполосными: более чёткие средние частоты и больше басов.

Пару слов о популярных производителях. Более качественными считаются изделия от фирм Logitech, Edifier, Microlab. Середнячёк – это Sven и F&D. А вот Gemix, Genius и Trust делают более дешёвые, но, тем не менее, приемлемые варианты. Но это в среднем, а так, у почти любого производителя есть как и откровенная дешёвка, так и топовые дорогие изделия.

Какие колонки есть в магазинах и сколько стоят

Окей, этого достаточно чтобы перейти к конкретным рекомендациям, а затем я расскажу про характеристики акустики, на которые не стоит обращать внимание и про качественный звук.

Что можно купить за 10$

За символические деньги можно взять маленькие колоночки для фоновой озвучки рабочего места. В основе выбора будет внешний вид, способ подключения и эргономика устройств. Идём дальше 🙂

За 20-30$

Немного добавив, и уже за двадцатку «вечнозелёных» можно рассчитывать на однополосные колоночки 2.0 в деревянном корпусе. А за тридцаточку на стол можно поставить народную рабочую лошадку – двухполосную деревянную акустику мощностью 18-20Вт на канал. Либо 2.1 систему за ту же цену, но с однополосными сателлитами.

В принципе, для фоновой озвучки, редкого просмотра фильмов/игр и непритязательного прослушивания музыки на этом можно остановиться, это оптимальный вариант не потратить много денег и получить что-то, что можно назвать звуком 🙂

Звук до 50$

Ничего не меняется, кроме размеров и возросшей (около 25-40Вт) мощности. Среди 2.1 комплектов уже есть двухполосные, но я бы особого внимания на это не обращал. Дело в том, что некоторые дешёвые высокочастотные динамики могут всё портить противным звоном или песком в звуке. Однополосные сателлиты в этой категории зачастую звучат не хуже.

Колонки до 80$

Растёт качество и мощность 2.0 и 2.1 систем. Появляется простая 5.1 акустика с однополосными сателлитами, которая прекрасно подойдёт для просмотра фильмов у монитора.

100$, пошла жара!

В принципе, до 100 убитых енотов всё отличается лишь размерами, дизайном и мощностью, и не нужно особо заморачиваться что купить. За соточку уже можно делать заявки на более-менее качественный звук в формате 2.0. Производители используют динамики посолиднее, более сложные разделительные фильтры и продуманные корпуса. Касаемо акустики 2.1/5.1, то здесь всё больше растёт мощность и габариты.

Hi-Fi за 150$

В районе этой цифры встречается так называемый «начальный Hi-Fi», т.е. аппаратура воспроизведения высокой верности звучания 🙂 Мощность возрастает до 50Вт. Народные любимчики – колонки Microlab серии Solo и т.д., обрадуют большинство народу 🙂 Слушать можно любые современные стили музыки. Модели с двумя драйверами (большими низко-среднечастотными динамиками) дадут более динамичный бас. Для классических произведений и джаза не лучший вариант, по причине слабых средних частот. Серия красавчиков Microlab Pro дают более глубокий бас, но менее заметные средние частоты, хорошо отработают тяжёлый металл.

Sven серии Royal и 2-х полосные колонки Edifier, этой же ценовой категории, также сделаны очень качественно, отлично проработаны средние и высокие частоты, но бас может быть менее заметным.

200$ и более

За эту сумму присмотритесь к 3-х полосным системам, например модель серии R2700 компании Edifier. А вот 2.1 комплекты с массивными двухполосными сателлитами обеспечат хороший звук не только в кино, но и при прослушивании музыки.

На что не стоит обращать внимание

В характеристиках всегда пишут воспроизводимый частотный диапазон, например 50-20000Гц. Для мультимедии это не имеет никакой смысловой нагрузки, т.к. производители не указывают возможное отклонение, простыми словами они врут. Сгодится только для сравнения моделей из одной серии одного производителя.

Для справки, первая цифра, например, 50 – это нижняя граница воспроизводимых частот. Чем она меньше, тем мягче басы. 100Гц – это минимум, а 50 – это круто, если не врут 🙂 Но обычно когда пишут 50Гц, в реальности это 100-150Гц.

Вторая цифра – высокие частоты. Меньше 18000Гц даже не пишут, а их уже достаточно за глаза. Конечно же, реальные характеристики более скромные, чем в таблицах.

Отношение сигнал/шум, к примеру – 86dB. Чем больше цифра, тем меньше шумов. И тут все врут, а точнее цифра правдива в каких-то, одному производителю известных, условиях, поэтому характеристика значения не имеет.

Магнитное экранирование – оно есть всегда и имеет значение только если колонки будут стоять рядом с кинескопным телевизором. Если его нет, то на экране появятся цветные разводы.

В дорогих комплектах можно встретить цифровой вход (декодер). Как правило, цифровое подключение даёт более качественный звук без необходимости докупать дорогую звуковую карту. Но на материнской плате или в звуковой карте должен быть соответствующий цифровой выход. Как правило, он есть на всех материнках. Но даже, если на задней панели нет специального гнезда типа RCA, то его можно пришаманить с помощью адаптера, который вставляется в свободное место сзади системного блока и подключается к специальным выводам на материнской плате.

В редких случаях бывает, что колонки идут без защитного гриля (сеточек). Если дома есть дети или животные, то появляется риск повреждения динамиков. Впрочем, даже если грили есть, то сняв их можно заметить более лучшее звучание. Дело в том, что грили немного искажают амплитудно-частотную характеристику на средних и высоких частотах.

Наверняка, при выборе колонок вы наткнётесь на бесчисленное множество обзоров и отзывов. Так вот, их надо читать между строк 🙂 То, что одному человеку нравится, другой будет просто плеваться, и наоборот. У всех свой опыт, разное восприятие звука, разные музыкальные предпочтения, разные комнаты. Конечно, это не значит, что пукалки за 5$ могут оказаться верхом мечтаний для кого-то. Но вполне нормально, когда система 2.0 за 100-150$ совсем не впечатляет, а 2.1 за 50$ — то, что надо, еее!!! 🙂 Как говорится, на вкус и цвет…

При покупке 2.1/5.1 систем убедитесь, что сможете поставить сабвуфер на пол, желательно где-то в ногах. В таком случае басы будут намного более фундаментальными. Если он будет стоять на столе, то лучше посмотреть в сторону 2.0.

Есть такое понятие, как ближнее и дальнее поле. Ближнее, это когда колонки стоят на расстоянии до 1 метра от ушей, грубо говоря на столе. Дальнее — это когда вы сидите на диване, а акустика находится у стены. Так вот, почти вся мультимедийка рассчитана на ближнее поле, кроме больших трёхполосных колонок, например Edifier R2700. Если вы их поставите на стол (ближнее поле), то не сможете на полную насладиться звучанием, их нужно ставить дальше, хотя бы 1,5 метра от ушей.

Выбор колонок для компьютера – это всегда компромисс. Как назло, системы обеспечивающие глубокий бас – лажают на средних или высоких частотах. А красавчики, качественно играющие середину и верха – ощутимо недотягивают снизу. К тому же, производители 2.1/5.1 как-будто сговорились и не делают сателлиты уровня ящичков 2.0.

Но выход есть. К комплекту 2.0 можно докупить сабвуфер и получить систему с качественными средними и высокими частотами, а также наличием мягкого низа. Во многих моделях есть специальный выход для подключения саба, либо же можно докупить разветвитель (сплиттер) выхода 3,5”.

Про звуковые карты

Также, чтобы раскрыть звучание акустики стоимостью от 100$, вам понадобиться внутренняя PCI-e или внешняя USB-звуковая карта. Дело в том, что встроенные звуковые кодеки в материнские платы и ноутбуки имеют посредственное качество выхода. Если у вас системный блок, то присмотритесь к карточкам ASUS Xonar или Creative Sound Blaster и Audigy. Брать что-то дешевле 50$ не имеет смысла. А дороже – только если будете подключать не мультимедию, а настоящий Hi-Fi или Hi-End.

Звуковуха, кроме улучшенного качества звучания, позволяет подключать акустику 5.1/7.1 и имеет цифровые выходы. Внешние «звуковые карты» дороже, но для ноутбука другой альтернативы и нет. В принципе, подойдёт любая от 60$.

Вместо звуковой USB-карты можно прикупить USB-DAC – цифроаналоговый преобразователь (ЦАП). У него нет входов, только выход, но если нужен вход, то можно использовать встроенные в компьютер входы, их никто не забирает. Так вот, ЦАП за те же деньги, что и звуковушка, будет играть лучше. Недорого такой можно приобрести, например, в Китае на aliexpress.com .

Ах да, чуть не забыл 🙂 Если уж приобретаете хороший источник, то позаботьтесь о высококачественных фонограммах. MP3 с битрейтом ниже 256K уже не подойдёт.

Качественный звук стоит денег, или нет?

Даже самые дорогие компьютерные комплекты лишь касаются нижней границы того, что называется Hi-Fi. А дальше, там идут уже совсем другие цены. Например, всё по отдельности: ЦАП, усилитель и колонки, каждый «элемент» звукового тракта 300-1000$ и выше до бесконечности. Отъявленные аудиофилы даже покупают провода по 100 баксов за метр 🙂 Т.е., настоящий звук начинается, грубо говоря, от 1000 американских, как не крути.

На слух Hi-Fi система играет более масштабно, хорошо различимы детали, особенно в сложных композициях, звук не привязан к колонкам, не сваливается в одну кучу, а создаётся виртуальная сцена, на которой каждый музыкант имеет своё место, музыку хочется слушать, а не просто включить фоном. Начинаешь слушать жанры, на которые раньше не обращал внимания.

На недорогой акустике складывается ощущение, что вся музыка звучит как-то одинаково. На качественной мультимедиа присутствует практически весь спектр звуковых частот, т.е. бумкать и цыкать оно будет, но в Hi-Fi инструменты более натуральны, они начинают не просто звучать, а оживать. Как-то так 🙂 Вообще, тема качественного звука очень специфична, хотя бы потому что 95% людей не задумываются об этом вообще. Из этого получилось то, что такой товар стоит дофигища денег и не пользуется популярностью.

Но в этом есть и свой плюс — можно получить хорошую систему раза в 2 дешевле. В связи с ростом курса доллара вся новая техника в разы подорожала и ценники стали совсем неприличные. Но, т.к. товар не ходовой, то на сайтах объявлений продают б/у аппаратуру в 2 и более раз дешевле новой, не сильно привязываясь к курсу. Всегда можно найти что-то приличное. Благо, это не телефоны и не ноутбуки, аудиотехника почти не устаревает морально. Даже наоборот, раньше её делали на совесть.

Отдельно хочу затронуть вопрос замены имеющейся старой акустики на что-то «модное». Если вы довольствовались советской техникой, типа колонок S-90 в хорошем состоянии, то спешу сообщить, что компьютерные колонки выигрывают только по размерам и дизайну. В плане качества звука со старичками смогут потягаться только решения хотя бы от 150$.

Тема поиска «своего звука» может длиться годами. В системе может что-то не устраивать, и тогда думаешь, стоят ли плюсы того, чтобы не обращать внимание на минусы.

PS: если после подключения новой системы у вас нет звука, то ознакомьтесь

Посвященном акустике помещения мы выяснили, что любая комната - своего рода резонатор, драматически влияющий на характер звучания системы. Теперь пришла пора поговорить непосредственно об источниках этого самого звучания, то есть об акустических системах.

Чтобы как следует разобраться в процессах, происходящих в ящике, на стенке которого смонтирован один или несколько динамиков, нужно вдумчиво прочитать пару-тройку книжек, в каждой из которых формул больше, чем во всем школьном курсе физики. Я забираться в такие дебри не буду, так что не стоит данный материал как исчерпывающий анализ или руководство по постройке аудиофильских колонок. Однако очень надеюсь, что он поможет начинающим меломанам (да и некоторым хроническим тоже) как следует сориентироваться в разнообразии акустических решений, каждое из которых его разработчики, разумеется, называют единственно правильным.

Некоторое время после изобретения в 1924 году электродинамического излучателя с коническим диффузором (окей, просто динамика), его деревянное обрамление исполняло в первую очередь декоративные и защитные функции. Оно и понятно - после долгих лет прослушивания пластинок через слюдяные мембраны и раструбы граммофонов, саунд нового устройства и безо всякой акустической доработки казался просто апофеозом благозвучия.

Мембраны граммофонов изготавливались чаще всего из алюминия или слюды

Однако технологии записи быстро совершенствовались и стало понятно, что более-менее правдоподобно воспроизвести слышимый диапазон динамиком, просто закрепленном на некой подставке, крайне проблематично. Дело в том, что предоставленная сама себе динамическая головка находится в состоянии акустического короткого замыкания. То есть волны от фронтальной и тыловой поверхностей диффузора, излучаемые, понятное дело, в противофазе, беспрепятственно накладываются друг на друга, что самым печальным образом отражается на эффективности работы, и в первую очередь на передаче басов.

Кстати, в процессе данного рассказа я буду чаще всего рассуждать именно о низких частотах, так как их воспроизведение - ключевой момент в работе любого корпуса АС. ВЧ-драйверы в силу малой длины излучаемых волн во взаимодействии с внутренним объемом колонки вообще не нуждаются, и чаще всего полностью от него изолированы.

Душа нараспашку

Самый простой способ отделить фронтальное излучения динамика от тылового - смонтировать его на щите как можно большего размера. Из этой простой идеи и родились, собственно, первые акустические системы, представлявшие собой ящик с открытой задней стенкой, поскольку для компактности края щита просто взяли, да и загнули под прямым углом. Однако в плане воспроизведения басов успехи подобных конструкций впечатляли не слишком. Помимо несовершенства корпуса проблема была еще и в очень небольшом по современным понятиям ходе подвески диффузоров. Чтобы хоть как-то выйти из положения, использовались динамики как можно большего размера, способные развивать приемлемое звуковое давление при небольшой амплитуде колебаний.


PureAudioProject Trio 15TB с 15-дюймовыми НЧ-драйверами на трехслойных бамбуковых панелях

Несмотря на кажущуюся примитивность подобных конструкций, у них имелись и кое-какие достоинства, причем настолько специфические и интересные, что адепты открытых АС не перевелись до сих пор.

Начать с того, что отсутствие каких-либо препятствий на пути звуковых волн – лучший путь к повышению чувствительности. Момент этот особенно ценен для аудиофильских ламповых усилителей, в особенности однотактных или лишенных обратной связи. Бумажные диффузоры большого диаметра даже на мощности порядка четырех-пяти ватт способны создать довольно-таки внушительный, и при этом на удивление открытый и свободный саунд.


При высоте 1,2 м в мире открытой акустики Jamo R907 считаются практически компактами

Что же касается тылового излучения, то чтобы не вносить искажений в прямой звук, оно должно приходить к слушателю с заметной задержкой (свыше 12-15 мс) - в таком случае его влияние ощущается как легкая реверберация, лишь добавляющая в саунд воздуха и расширяющая музыкальное пространство. Тонкость в том, что для создания этой самой «заметной задержки» колонки, разумеется, должны быть расположены на изрядном расстоянии от стен. К тому же большая площадь передней панели и внушительные размеры НЧ-драйверов соответствующим образом сказываются на общих габаритах АС. Одним словом, обладателей небольших и даже средних жилых комнат просьба не беспокоиться.

Кстати, частный случай открытых систем - акустика, построенная на электростатических излучателях. Только за счет почти невесомой диафрагмы большой площади, ко всем вышеописанным преимуществам, у электростатов добавляется способность филигранно передавать даже самые резкие динамические контрасты, а благодаря отсутствию разделения сигнала в зонах СЧ и ВЧ, еще и завидная тембральная точность.

Открытое оформление

Плюсы: Высококлассные открытые колонки - отличный способ получить реальный кайф от прослушивания пуристских ламповых однотактников.

Минусы: Про жирные компрессионные басы лучше забыть сразу. Весь звуковой тракт должен быть подчинен идее открытой акустики, а сами колонки придется выбирать из крайне ограниченного числа предложений.

Запертый в ящике

С ростом мощности и улучшением параметров усилителей сверхвысокая чувствительность акустики перестала быть главным камнем преткновения, а вот проблемы неравномерности АЧХ, и в особенности правильного воспроизведения басов, стали еще более актуальными.

Гигантский шаг к прогрессу в данном направлении сделал в 1954 году американский инженер Эдгар Вильчур. Он запатентовал акустическую систему закрытого типа, и это был отнюдь не трюк в стиле нынешних патентных троллей.


Патентная заявка Эдгара Вильчура на АС в закрытом оформлении

К тому моменту уже был изобретен фазоинвертор и, понятное дело, к ящику с дном динамик тоже примеряли неоднократно, только вот ничего хорошего из этого не получалось. Из-за упругости замкнутого объема воздуха приходилось или терять существенную часть энергии диффузора, или делать корпус непомерно большим, чтобы снизить градиент давления. Вильчур же решил обратить зло во благо. Он сильно понизил упругость подвеса, переложив таким образом контроль за движением диффузора на объем воздуха - пружину куда более линейную и стабильную, чем гофр или резиновое кольцо.


В закрытом ящике движения диффузора контролируются воздухом - в отличие от бумаги или резины он не стареет и не изнашивается

Так удалось не только полностью избавиться от акустического короткого замыкания и поднять отдачу на низких частотах, но и ощутимо сгладить АЧХ на всем ее протяжении. Однако обнаружился и минорный момент. Выяснилось, что демпфирование замкнутым объемом воздуха приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы и резкому ухудшению воспроизведения частот ниже данного порога. Для борьбы с такой неприятностью пришлось увеличивать массу диффузора, что логичным образом привело к снижению чувствительности. Плюс поглощение внутри «черного ящика» чуть ли не половины акустической энергии, не могло не внести вклада в снижение звукового давления. Одним словом, новому типу колонок потребовались усилители довольно серьезной мощности. К счастью, на тот момент они уже существовали.


Сабвуфер SVS SB13-Ultra с закрытым акустическим оформлением

Сегодня закрытое оформление применяется по большей части в сабвуферах, особенно в тех, что претендуют на серьезное музыкальное исполнительство. Дело в том, что для домашних кинотеатров энергичная отработка самых низких басов часто оказывается важнее динамической и фазовой точности на всем протяжении НЧ-диапазона. А вот объединив относительно компактный закрытый саб с приличными сателлитами, можно добиться куда более правильного звука - пускай и не наполненного сверхглубокими басами, зато крайне быстрого, собранного и четкого. Всё вышесказанное можно отнести и на счет полнодиапазонных колонок, «закрытые» модели которых изредка появляются на рынке.

Закрытый ящик

Плюсы: Образцовая скорость атаки и разрешение в низкочастотном диапазоне. Относительная компактность конструкции.

Минусы: Требуется достаточно мощный усилитель. Сверхглубоких басов на грани инфразвука добиться весьма затруднительно.

Дело - труба

Еще одним способом обуздания противофазного тылового излучения стал фазоинвертор, по-русски буквально «разворачиватель фазы». Чаще всего он представляет собой полую трубку, смонтированную на передней или задней поверхности корпуса. Принцип работы понятен из названия и незамысловат: раз избавляться от излучения обратной стороны диффузора трудно и нерационально, значит нужно синхронизировать его по фазе с фронтальными волнами и использовать на благо слушателей.


Амплитуда и фаза движения воздуха в фазоинверторе меняются в зависимости от частоты колебаний диффузора

По сути труба с воздухом является самостоятельной колебательной системой, получающей импульс от движения воздуха внутри корпуса. Обладая совершенно определенной частотой резонанса, фазоинвертор работает тем эффективнее, чем ближе колебания диффузора к частоте его настройки. Звуковые волны более высоких частот сдвинуть с места воздух в трубе просто не успевают, а более низкие хотя и успевают, но чем они ниже, тем сильнее смещается фаза излучения фазоинвертора, и, соответственно, его эффективность. Когда поворот фазы достигает 180 градусов, тоннель начинает откровенно и весьма эффективно глушить звук басового драйвера. Именно этим объясняется очень крутое падение звукового давления АС ниже частоты настройки фазоинвертора - 24 дБ/окт.


В борьбе с турбулентными призвуками конструкторы фазоинверторов постоянно экспериментируют

У закрытого ящика, между прочим, на частотах ниже резонансной спад АЧХ куда более плавный - 12 дБ/окт. Однако в отличие от глухой коробки, коробка с трубой в боковой стенке не заставляет конструкторов идти на любые хитрости ради максимального снижения резонансной частоты самого динамика, что довольно хлопотно и дорого. Тоннель фазоинвертора настроить куда проще - достаточно подобрать ее внутренний объем. Это, правда, в теории. На практике, как всегда, начинаются непредвиденные сложности, например, на больших уровнях громкости воздух на выходе из отверстия может шуметь почти как ветер в печном дымоходе. К тому же инертность системы частенько становится причиной падения скорости атаки и ухудшения артикуляции на басах. Одним словом, простор для экспериментов и оптимизации перед конструкторами фазоинверторных систем открывается просто невероятный.

Фазоинвертор

Плюсы: Энергичная отдача на НЧ, возможность воспроизведения самых глубоких басов, относительная простота и дешевизна изготовления (при изрядной сложности расчета).

Минусы: В большинстве реализаций проигрывает закрытому ящику в скорости атаки и четкости артикуляции.

Обойдемся без катушки

Попытки избавиться от генетических проблем фазоинвертора, а заодно и сэкономить на объеме корпуса без ущерба для глубины баса, натолкнули разработчиков на идею заменить полую трубу на мембрану, приводимую в движение колебаниями все того же рабочего объема воздуха. Проще говоря, в закрытом ящике установили еще один низкочастотный драйвер, только без магнита и звуковой катушки.


Пассивный излучатель может увеличить эффективную поверхность диффузора вдвое, или даже в трое, если в одной колонке они установлены парой

Конструкция получила название «пассивный излучатель» (Passive radiator), которое сплошь и рядом не слишком грамотно переводят с английского как «пассивный радиатор». В отличие от трубы сабвуфера, пассивный диффузор занимает куда меньше пространства в корпусе, не так критичен к расположению, и к тому же он, как и воздух внутри закрытого ящика, демпфирует ведущий драйвер, сглаживая его АЧХ.


Пассивный излучатель сабвуфера REL S/5. Основной драйвер направлен в пол

Еще один плюс - с увеличением площади излучающей поверхности для достижения нужного звукового давления требуется меньшая амплитуда колебаний, а значит, снижаются последствия нелинейной работы подвеса. Колеблются оба диффузора синфазно, а резонансная частота свободной мембраны настраивается точной регулировкой массы - к ней попросту подклеивают грузик.

Пассивный излучатель

Плюсы: Компактность корпуса при впечатляющей глубине басов. Отсутствие фазоинверторных призвуков.

Минусы: Увеличение массы излучающих элементов приводит к росту переходных искажений и замедлению импульсного отклика.

Выход из лабиринта

Акустика, вооруженная фазоинверторами и пассивными излучателями, воспроизводит глубокие басы благодаря резонаторам, работающим при посредничестве воздуха внутри АС. Однако кто сказал, что объем колонки не может играть роль низкочастотного излучателя сам по себе? Конечно может, и соответствующая конструкция называется акустический лабиринт. По сути, она представляет собой волновод, протяженностью в половину или четверть длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы. Иными словами конструкция настраивается по нижней границе частотного диапазона АС. Конечно использовать волновод полной длины волны было бы еще эффективнее, но тогда для частоты, скажем, 30 Гц, его пришлось бы делать 11-метровым.


Акустический лабиринт - любимая конструкция акустиков-самодельщиков. Но при желании корпуса самой хитрой формы можно заказать и в готовом виде

Чтобы в колонке разумных размеров уместить даже вдвое более компактную конструкцию, в корпусе устанавливают перегородки, формирующие максимально компактный изогнутый волновод, поперечным сечением примерно равным площади диффузора.

От фазоинвертора лабиринт отличается в первую очередь менее «резонансным» (то есть не акцентированным на определенной частоте) звучанием. Относительно низкая скорость и ламинарность движения воздуха в широком волноводе препятствует возникновению турбулентности, порождающей, как мы помним, нежелательные призвуки. Кроме того, в данном случае драйвер свободен от компрессии, повышающей резонансную частоту, ведь его тыловое излучение не встречает практически никаких препятствий.


Схема для расчета корпуса на dbdynamixaudio.com

Бытует мнение, что акустические лабиринты создают меньше проблем со стоячими волнами в комнате. Однако при малейших просчетах в разработке или изготовлении, стоячие волны могут возникнуть в самом волноводе, который, в отличие от фазоинвертора, имеет куда более сложную структуру резонансов.

Вообще надо сказать, что грамотный расчет и точная настройка акустического лабиринта - процессы весьма непростые и трудоемкие. Именно по этой причине данный тип корпуса встречается нечасто, и только в АС очень серьезного ценового уровня.

Акустический лабиринт

Плюсы: Не только хорошая отдача, но и высокая тональная точность басов.

Минусы: Нешуточные размеры, очень высокая сложность (читай - стоимость) создания правильно работающей конструкции.

Эй, на пароме!

Рупор - самый древний и, пожалуй, самый провокационный тип акустического оформления. Выглядит круто, если не сказать эпатажно, звучит ярко, а временами… В старых фильмах герои иногда кричат друг другу что-то в рупор, и характерная окраска такого звука давно стала мемом и в музыкальном, и в киношном мире.


Avantgarde Acoustics Trio с низкочастотным рупорным массивом Basshorn XD высотой 2,25 м

Конечно от жестяной воронки с ручкой теперешняя акустика ушла очень далеко, но принцип работы все тот же - рупор повышает сопротивление воздушной среды для лучшего согласования с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика. Таким образом, повышается его КПД, а заодно и формируется четкая направленность излучения. В отличие от всех описанных ранее конструкций, рупор чаще всего используется в высокочастотных звеньях АС. Причина проста - его сечение увеличивается по экспоненте, и чем ниже воспроизводимая частота, тем большим должен быть размер выходного отверстия - уже на 60 Гц потребуется раструб диаметром 1,8 м. Понятно, что такие монструозные конструкции больше подходят для стадионных концертов, где их действительно периодически можно встретить.

Главный козырь адептов рупорного воспроизведения заключается в том, что акустическое усиление позволяет при заданной звуковой отдаче уменьшить ход мембраны, а значит, поднять чувствительность и улучшить музыкальное разрешение. Да-да, снова кивок обладателям ламповых однотактников. К тому же при грамотном расчете раструбы могут играть роль акустических фильтров, круто отсекая звук за пределами своей полосы и позволяя ограничиться самыми простыми, а потому вносящими минимальные искажения электрическими кросоверами, а иногда и вообще обойтись без них.


Системы Realhorns - особая акустика для особых случаев

Скептики же не устают напоминать о характерной рупорной окраске, особенно заметной на вокале, и придающей ему характерную гнусавость. Побороть данную неприятность действительно нелегко, хотя судя по тому, как играют лучшие образцы High-End-рупоров, вполне реально.

Рупор

Плюсы: Высокий акустический КПД, а значит, отличная чувствительность и неплохое музыкальное разрешение системы.

Минусы: Характерная трудноустранимая окраска звука, недетские размеры средне- и тем более низкочастотных конструкций.

Круги на воде

Именно такой аналогией проще всего описать характер излучения контрапертурных акустических систем, впервые разработанных в Советском Союзе в 80-х годах прошлого века. Принцип работы нетривиален: пара одинаковых динамиков смонтирована так, что их диффузоры расположены друг напротив друга в горизонтальной плоскости и двигаются симметрично, то сжимая, то разжимая воздушную прослойку. В результате создаются кольцевые воздушные волны, равномерно расходящиеся во все стороны. Причем характеристики этих волн в процессе их распространения искажаются минимально, а их энергия затухает медленно - пропорционально расстоянию, а не его квадрату, как в случае обычных АС.


Duevel Sirius сочетает элементы рупорной и контрапертурной конструкций

Помимо дальнобойности и круговой направленности, контрапертурные системы интересны на удивление широкой вертикальной дисперсией (порядка 30 градусов против стандартных 4-8 гр.), а также отсутствием доплеровского эффекта. Для динамиков он проявляется в биениях сигнала, вызванных постоянным изменением расстояния от источника звука до слушателя из-за колебаний диффузора. Правда, реальная слышимость данных искажений до сих пор вызывает много споров.

Взаимное проникновение концентрических звуковых полей правой и левой колонок создают весьма обширную и равномерную зону объемного восприятия, то есть по сути вопрос точного позиционирования АС относительно слушателя становится не актуален.


Итальяно-российская контрапертурная акустика Bolzano Villetri

Характерная особенность контрапертуры в том, что звук, приходящий к слушателю фактически со всех сторон, хотя и создает впечатляющий эффект присутствия, не может в полной мере передать информацию о звуковой сцене. Отсюда рассказы слушателей об ощущении летающего по комнате рояля и прочих чудесах виртуальных пространств.

Контрапертура

Плюсы: Широкая зона эффектного объемного восприятия, натуралистичность тембров благодаря нетривиальному использованию волновых акустических эффектов.

Минусы: Акустическое пространство заметно отличается от звуковой сцены, задуманной при записи фонограммы.

И другие...

Если вы думаете, что на этом список вариантов оформления колонок исчерпывается, значит вы сильно недооцениваете конструкторский энтузиазм электроакустиков. Я описал только наиболее ходовые решения, оставив за кадром близкую родственницу лабиринта - трансмиссионную линию, полосовой резонатор, корпус с панелью акустического сопротивления, нагрузочные трубы...


Nautilus от Bowers & Wilkins - одна из самых необычных, дорогих и авторитетных в плане звучания акустических систем. Тип оформления - нагрузочные трубы

Подобная экзотика встречается довольно редко, но иногда она материализуется в конструкции с действительно уникальным звучанием. А иногда и нет. Главное не забывать, что шедевры, как и посредственности, встречаются во всех оформлениях, что бы ни говорили идеологи того или иного бренда.

Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", июнь 2016 г.

Коаксиальные головки. Это решение «все в одном», основу конструкции составляет большой НЧ-СЧ динамик (отвечающий за воспроизведение наибольшего частотного диапазона), над диффузором которого с помощью кронштейна или стойки, которая является продолжением керна магнита, установлена ВЧ-головка («пищалка»). Такое исполнение позволяет экономить место, значительно упрощает монтаж акустики (так как нужно установить всего лишь два динамика), однако оно не всегда позволяет добиться высокого качества звука.

Компонентная акустика. Это профессиональное решение, а потому более сложное и дорогое. В этом случае используется несколько динамиков, обычно — комплект НЧ-СЧ динамиков и отдельных от них «пищалок». Также в комплекте компонентной акустики часто предусмотрены пассивные (реже — активные) фильтры, или кроссоверы — устройства, производящие разделение звукового сигнала на НЧ-СЧ и ВЧ составляющие, которые воспроизводятся отдельными головками. Компонентная акустика позволяет добиться максимально качественного звука, однако она имеет высокую стоимость, да и монтаж такой аудиосистемы значительно сложнее, чем установка коаксиальных головок.

Классификация акустических систем

Все динамическое головки также можно классифицировать по различным признакам.

По размерам

Сегодня наибольшее распространение получили динамики трех основных типоразмеров (калибров):

  • 4 дюйма (10 см);
  • 5,25 дюймов (13 см);
  • 6,5-7 дюймов (16,5-17 см).

Некоторое распространение имеют динамики других калибров, в частности, головки диаметром 8 дюймов и более используются в сабвуферах , а все ВЧ-головки в компонентной акустике имеют калибр 1-2 дюйма.

По форме

Существует динамики двух основных форм:

  • Круглые;
  • Эллиптические.

Круглые головки традиционно используются в компонентной акустике, а эллиптическое исполнение чаще всего (но не всегда) имеет коаксиальная акустика. Эллиптические динамики отлично подходят для монтажа в полки багажников , используя их площадь с максимальной эффективностью.

По материалу диффузора

Диффузоры автомобильных головок (и не только автомобильных) изготавливаются из шести основных типов материалов:

  • Бумага или прессованный картон — классический вариант, который все еще остается актуальным ввиду непревзойденной способности бумаги воспроизводить звук максимального качества и достоверности. Сейчас бумажные диффузоры имеют разнообразную пропитку, которая улучшает их качества и сопротивление негативным воздействиям окружающей среды (в первую очередь — влажности);
  • Стеклоткань — современный вариант, относительно недорогой и обеспечивающий приемлемые характеристики звука, несомненный плюс — отличный внешний вид;
  • Кевлар — материал того же уровня, что и стеклоткань, однако имеет гораздо более высокую прочность и стоимость;
  • Полипропилен — недорогое, простое и качественное решение, диффузор из этого пластика легкий и прочный. Кроме того, он обладает отличными декоративными качествами. Полипропилен сегодня получил очень широкое распространение, особенно в недорогих головках;
  • Шелк — применяется исключительно в купольных ВЧ-динамиках («пищалках»), для достижения необходимой жесткости шелк пропитывается разнообразными составами;
  • Алюминий — этот материал, по сравнению с другими, используется довольно редко и имеет цену выше среднего. Металлический диффузор позволяет добиться максимального качества воспроизведения, так как он вносит минимум искажений, однако обладает рядом недостатков, которые при безграмотном подходе к постройке автомобильной АС могут оказать самое негативное влияние на качество звука.

Как уже было сказано, сегодня наибольшее распространение имеют динамики с бумажными и полипропиленовыми диффузорами, достаточно широко используются диффузоры из стеклоткани и алюминия. Головки с кевларовым диффузором — это скорее экзотика, которая дает возможность построить автомобильную аудиосистему с великолепными характеристиками, но требует значительных затрат.

По типу подвеса диффузора

Сегодня диффузор крепится к диффузородержателю с помощью подвесов из натуральной резины, разнообразных прорезиненных тканей, пенополиуретана и т.д. По форме подвесы могут быть полутороидальные (то есть — представляет собой как бы разрезанный вдоль на две половины резиновый тор), «S»-образные и более сложной формы.


Другие статьи

15 Октября

Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.

14 Октября

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

13 Октября

Дважды в год все водители задаются одним вопросом — когда заменить сезонную резину? Весной все гадают, когда поставить летнюю резину, а осенью ищут момент, когда установить зимнюю, и очень часто водители допускают ошибку. О том, как выбрать оптимальное время для замены сезонной резины, и как не допустить ошибку в этом непростом деле — читайте в данной статье.

Что еще почитать