Крым. Кемпинг

Кемпинги Йосемити - один из идеальных вариантов проживания в парке. Я расскажу, как искать, бронировать, оплачивать кемпинги и поделюсь собственным опытом.

Прибыв в первый на нашем пути национальный парк США - парк Йосемити - мы с Андрюсиксом ни на минуту не сомневались, что ночевать будем именно в кемпинге. Почему? Да потому что дешево и сердито! Отели в парках - удовольствие не из дешевых, да порой и все места в них забронированы еще несколько месяцев назад; до ближайшего города с недорогими мотелями ехать и ехать, а мы экономные во всех отношениях - и в плане времени, и в плане бюджета. Так что, как говорится, добро пожаловать в кемпинг!

Как искать кемпинги?

Вы совсем-совсем не представляете, где и как искать кемпинги и вообще, что это такое и какие они бывают? Значит, специально для вас Андрюсикс написал обзорную статью о кемпингах США . Мы тоже впервые столкнулись с подобным видом жилья. Оказалось, что не так страшен черт. На деле искать и находить кемпинге весьма легко, а проводить в них время очень приятно.

Бронирование кемпингов

Если вы хотите подготовиться к поездке основательно и просчитать каждый шаг, то, наверняка, захотите забронировать и места в кемпингах. Если кемпинг популярен, находится в центре парка или вы планируете ночевку на выходные/праздничные дни, лучше бронировать места заблаговременно. В некоторых лагерях свободных мест может не оказаться за несколько месяцев, а то и за полгода. Однако, имейте ввиду, что туристы могут передумать и отменить бронь, так что если наметили себе определенный кемпинг - караульте.

На официальном сайте бронировать места в кемпингах рекомендуют в такие сроки (первый столбец - предполагаемая дата прибытия в кемпинг, второй - день, с которого можно бронировать место):

Найти и забронировать кемпинг можно на этом сайте .

В каких кемпингах в Йосемити жили мы?

Мы с Андрюсиксом за время посещения парка сменили два кемпинга. Заранее мы их не бронировали и проблем с местами не наблюдали, хотя наш визит и пришелся на самый разгар сезона (июль).

Кемпинг Camp 4

Мы заранее присмотрели этот лагерь и ехали в него целенаправленно. Почему? Потому что находится он в самом сердце Долины Йосемити (недалеко от Yosemite Lodge), что очень удобно - рядом остановка бесплатных автобусов, курсирующих по всей долине. Плюс в пешей доступности несколько интереснейших трейлов (туристических тропинок).

Описание

График работы: кемпинг функционирует круглый год.

Бронирование: предварительного бронирования нет. Работает по принципу first- come first served (кто первый пришел, тот первый и обслужен).

Цена: 5 долларов с человека (максимум 6 человек на одно место). Для RV мест нет.

Особенности: Camp 4 - это лагерь из категории walk- in . Это означает, что подъехать к своему месту на машине нельзя. Авто придется оставить на парковке, а вещи нести в руках через весь лагерь, что не слишком-то удобно. Мы об этом не знали, но вряд ли это стало бы причиной отказа от ночевки.

Удобства: на территории кемпинга имеется один общий туалет с проточной водой и раковиной для грязной воды. Рядом - кран с питьевой водой и мусорные баки. Все.

Плюсы и минусы: один из главных минусов этого кемпинга - отсутствие личного пространства. Плюс - удобное местоположение и красивое окружение: с одной стороны - гора, с другой - симпатичнейший луг.

Оплата

Занимать места в этом лагере лучше с утра пораньше (рейнджеры прибывают примерно к 8:30 утра). Схема такая: приезжаете, оставляете машину на парковке и идете к киоску рейнджеров. Там наверняка увидите других ожидающих туристов (порой они начинают собираться уже часов в шесть утра), у которых надо поинтересоваться, кто последний и занять место. Периодически рейнджер выходит и раздает карточки с порядковыми номерами. Когда подойдет ваша очередь, вам покажут схему кемпинга и предоставят возможность выбрать место. После этого вы его оплачиваете и получаете чек и разрешение на машину, позволяющее оставлять ее на парковке на ночь (надо прикрепить на лобовое стекло), плюс бирочку, которую надо прикрепить к палатке. После этого можете размещаться в кемпинге или отправляться по своим делам.

Чтобы продлить пребывание, надо сообщить о своем желании рейнджеру минимум за один день. Ему придется показать все выданные ранее бумажки: чек, квиточек на машину и бирку с палатки.

Правила Camp 4

  • Спать в машине на парковке нельзя, даже если вы оплатили место в кемпинге.
  • В летний сезон (с мая по сентябрь) в этом кемпинге можно остановиться максимум на 7 дней. Непосредственно в парке в течение года можно остановиться на 30 дней, но в летний период - всего на 14 дней.
  • Всю еду необходимо хранить в железных ящиках.
  • Нельзя оставлять мусор на своем месте - все в запирающийся мусорный контейнер. Вы же не хотите, чтобы медведь заглянул в гости?
  • Жечь костры можно только с 5 до 10 вечера.
  • Нельзя собирать дрова, шишки, иголки и прочие штуки с деревьев.
  • Останавливаться с животными в этом кемпинге запрещено.
  • «Тихие часы» с 10 вечера до 6 утра (хотя, когда мы там были, не очень-то это правило соблюдалось).
  • Мыть посуду нужно на своем месте, а грязную воду сливать в специальную раковину (опять-таки, чтобы не привлекать запахом непрошенных гостей).
  • Время въезда-выезда - 12 часов дня.

Нуждики

Душ: можно найти в Yosemite Lodge, Yosemite Village, Housekeeping Camp и Curry Village (за небольшую плату). На карте эти точки отмечены серыми «капельками».

Прачечная: расположена в Housekeeping Camp.

Продуктовые магазины: в Yosemite Lodge, Yosemite Village(на карте отмечены зелеными «капельками»).

Кемпинг Junction

Этот кемпинг находится уже не в Йосемити, но в непосредственной близости от него. Он расположен в INYO National Forest, на Тайога-роуд (Tioga Road), примерно в 15 километрах от восточного выезда из парка. Мы остановились в нем, потому что на следующий день планировали поездку к Мамонтовым озерам .

Описание

График работы: нет информации (извините, забыли уточнить).

Бронирование: предварительного бронирования нет. Работает также как и предыдущий кемпинг по принципу first- come first served (кто первый пришел, тот первый и занял место).

Цена: 16 долларов за место, включая одну машину. На RV тоже можно останавливаться, но никаких специальных приспособлений (электричество/вода) здесь нет.

Особенности: этот кемпинг находится на достаточно большой высоте, поэтому по ночам очень холодно. В середине июля, когда мы здесь останавливались, температура к утру опустилась до +3 градусов. Лучше иметь с собой теплую одежду. Замечу, что в Camp 4 было гораздо теплее.

Места: Места в Junction Campground индивидуальные, то есть соседи находятся на достаточном расстоянии. Каждое место оборудовано столом, местом для костра с решеткой и хранилищем для еды. Думаю, вы уже поняли, что в последних надо запирать все пахнущее и съедобное.

Удобства: на территории кемпинга имеется один общий туалет без воды. Чистой воды на территории кемпинга нет вообще, только речка рядом, в которой можно набрать воды для технических нужд.

Плюсы и минусы: минусом можно считать отсутствие воды и ночной холод. Если иметь с собой достаточный запас питьевой воды, то первый минус, в принципе, отпадает. Разве что неудобно умываться и чистить зубы. Плюс - уютная территория с рекой и горами. Кроме того, именно здесь мы наблюдали звездное небо с Млечным путем, каких не видели никогда в жизни. Сказочное зрелище!

Оплата

В Junction Campground предусмотрена самооплата и самоличный выбор места. Подробно этот способ с пошаговой инструкцией Андрюсикс описал .

Правила Junction Campground

  • Максимум в этом кемпинге можно остановиться на 14 дней.
  • Время выезда - 12 часов дня. Время заселения - любое.
  • Еда и все, что считается едой для медведей должно храниться в хранилище (food storage ).
  • Как и везде, на местах нельзя оставлять мусор, для него на въезде есть большой контейнер.
  • Костры можно разводить только в специально оборудованных для этого местах.
  • Необходимо соблюдать «тихие часы» с 10 вечера до 6 утра.
  • Нельзя оставлять свои вещи без присмотра более чем на 24 часа.
  • Можно останавливаться с животными, но они должны быть под присмотром или на поводках.
  • Если есть какие-то вопросы, можно обратиться к хосту (host ) - смотрителю кемпинга (обычно его вагончик находится на въезде в кемпинг).

Нуждики

Ближайшие души и прачечная находятся в Yosemite Valley. Продуктовые магазины можно найти восточнее по Тайога-роуд, в Ли Вининг (Lee Vining).

***Другие кемп

Поблагодарить за полезную информацию

Пригодилась статья? Скажите спасибо

Закройте глаза и представьте себе. /Перед этим можете вдохновиться фотокарточками в этом посте/. Вы лежите в палатке. Из неё вы видите дикий пустынный пляж. Видно переливы воды от ярко бирюзового /почти цвет Тиффани/ до глубокого темного насыщенного синего. Почти полный штиль. Вокруг ни души. Вы слышите звук волн, которые бьются о белоснежные скалы. Можно взять вечером пиво или косяк, сесть на обрыв, свесить ноги и смотреть на розовый закат

Отсюда и до звезд кажется рукой подать. Поднимаешь голову и она начинает кружиться от такого количества сверкающих точек в небе. Справа от нас огромная скала. По ней мы взбираемся раз в два дня наверх, чтобы съездить и купить еды. Жарим на костре в котелке картошку и мясо /кажется, будто это самое вкусное мясо на всём свете/. Треск поленьев. Опять шум моря. И тишина

Ночью не видно даже собственных пальцев. Вдалеке виден костёр у другого лагеря с палатками. Кричат чайки. Ищешь фонарик. Освещаешь им ближайшие пять метров и кажется, будто дальше и нет ничего. Вот эти крохотные освещённые метры пространства вокруг и всё. Понимаешь, как ничтожен человек перед могуществом природы. Чувствуешь себя меньше атома

Засыпаешь в спальнике в палатке. Первое время боишься любого шума. Любой треск ветки. Дуновение ветра. Незащищённость. Потом привыкаешь. Встаёшь с утра. Хватаешь полотенце и спускаешься к морю. Идеально чистое. Ныряешь. Холод. Тепло. Лежишь на спине, покачиваясь на волнах, в нескольких сотнях метрах от цивилизации. Находишь самую большую скалу. Загораешь на ней. Потом родник. Смыть соль с тела. Ледяной. Сначала даже пальцы немеют. Заходишь под него голый. Купаешься. С гелем для душа /запах цивилизации/. Выбегаешь и сразу в полотенце. Стучат зубы, потом приятное тепло по всему телу

Конечно, есть много минусов. Если честно, то я неприспособленная к таким вещам и привыкнуть сложно. Очень большая влажность и сырость, приходится постоянно сушить вещи. Про горячий душ тоже можно забыть. Как и многие девочковые процедуры. Ночью миллион насекомых. Летят на свет фонаря, ползут под ноги. Отсутствие канализации. Спишь на твёрдой земле без крыши над головой. Но просыпаться под шум моря божественно.

После Фиолента мы поехали в Балаклаву. Погуляли по набережной, поели в кафе. Не передать какое счастье у меня вызвала сушилка для рук в туалете ресторана после 5 дней вне цивилизации. Люди придумали миллион вещей для комфорта. Ты понимаешь это только когда лишён всех этих благ

На дорогах Европы и Америки часто встречаются машины с жилыми прицепами или целые передвижные дома. У нас они пока еще редкость, но все больше людей задумываются о том, что неплохо было бы иметь дом не колесах. Кому-то он нужен для путешествий по родной стране, кому-то хочется колесить по Европе. Об особенностях и видах, о плюсах и минусах обладания и поговорим дальше.

Плюсы и минусы

Как у каждого явления или вещи, у дома не колесах есть плюсы и минусы. Чтобы не разочаровываться потом, сначала надо тщательно взвесить за и против, а потом сделать осознанный выбор. А выбрать есть из чего. Кроме типа — прицеп к авто или самоходный кемпер — надо выбрать размер. Ведь есть дома на колесах, которые могут возить ваше авто, имеют бассейн на крыше. А есть сделанные на основе трехколесного мопеда.

Достоинства

Мечтающих приобрести дом на колесах условно можно разделить на несколько групп. Первая — любители отдыха на природе, которым надоел палаточный быт и хочется чуть большего комфорта. Вторые — любители путешествовать по Европе, которым надоело платить солидные суммы за гостиницы, морочиться с бронью и т.д. И третья категория — владельцы дачных участков, которым не хочется заморачиваться со стройкой.

Особо размышлять не имеет смысла только дачникам. Найти подходящую модель бывшую в употреблении, которую надо будет только пару раз в год отвезти/привезти не проблема. Вложиться можно в довольно скромный бюджет (от 2000$). Всем остальным сумма нужна будет намного большая, так что надо хорошо подумать. В связи с этим рассмотрим достоинства и недостатки самих автодомов и путешествий на них. Начнем с плюсов:


В общем и целом, имея дом на колесах, вы сами себе хозяин. Именно большая степень свободы и независимости при достаточно высоком уровне комфорта и привлекает.

Недостатки

Теперь о недостатках. О них немного подробнее, чтобы неприятные моменты не были сюрпризом. Итак, вот минусы путешествия в доме на колесах. Сразу стоит сказать, что в России и ближнем зарубежье стоянки для кемперов с возможностью пополнения ресурсов — большая редкость. Да, на некоторых заправках или стоянках это сделать можно. Но далеко не на всех. И за отдельную плату. Отдельная беда — это дороги. Не все и не всегда путешествуют по трассам. Многие ездят по бездорожью. Мало какие из передвижных домов способны выносить наши дороги. Такие модели есть, но цены на них….

В путешествии по Европе все обстоит по-другому и именно об этой части мы поговорим дальше.

И еще одна общая проблема. Если вы живете в квартире, у вас нет собственного участка земли, дом на колесах надо где-то хранить. Стоимость годового хранения соразмерима со стоимостью путешествия на двоих на пару недель в не самую дешевую страну. Вот так.

Вот коротко все плюсы и минусы обладания и путешествий в авто-доме. Так что есть над чем подумать. Размышления на тему целесообразности такого приобретения приведем чуть ниже.

Виды домов на колесах

Передвижной дом может быть двух типов:

  • прицеп;
  • на базе микроавтобуса или автобуса.

Второй вариант называют еще автодом или кемпер (или авто-дом). Они есть не очень большие — на базе микроавтобусов. Того же Mercedes Sprinter, Fiat, Газели, УАЗ-Pickup и Cargo, есть специально выпускаемые различными европейскими и отечественными фирмами. Есть целые лайнеры, в которых могут помещаться машины.

Дом-прицеп может быть стационарным, может — раскладным. Есть еще прицепы-палатки. Первый вид транспортируется в «жилом» виде, второй и третий — в сложенном. Складной дом-прицеп раскладывается только на стоянке. Его преимущества — меньше разбалтывается в пути, меньше высота, а значит, нет ограничений по проезду. Минусы — требуется время чтобы его разложить/сложить. Вся процедура занимает минут пять, но сразу после остановки отдыхать не получится.

Прицеп-палатка — комбинация прицепа с «пристроенной» палаткой. Так как размеры передвижных прицепов обычно невелики, места там мало и большой кампанией расположиться не получится. Прицеп-палатка имеет обычно обеденную зону по центру в той части, которая на колесах, две спальных по краям там же и достаточно просторную палатку, края которой крепятся к корпусу фургона. Часто перед палаткой есть еще и навес — чтобы можно было провести время на открытом воздухе.

Разница между автодомом (на заднем плане) и прицепом-палаткой (впереди)

Если сравнивать по комфорту, автодома на базе автобусов дают больший комфорт, чем любой тип прицепа. В кемпере может быть туалет с душем, небольшая кухонька. В прицепе могут быть только спальные места, в некоторых моделях установлена газовая плита, да и то крепится она обычно снаружи. При необходимости спальное место трансформируется в столовую зону — небольшой столик и два диванчика. Это все, что могут предложить передвижные дома в прицепах.

Иметь или не иметь

Сначала о том, какой тип дома на колесах лучше выбрать — прицеп или автофургон. Для путешествий по России и странам постсоветского пространства при наличии машины достаточной мощности и проходимости, стоит подумать о приобретении передвижного дома-палатки. Они имеют меньшую массу и размеры, тянуть их проще, чем полноценный жилой прицеп. Если прицеп не хотите и нужен больший уровень комфорта, можно взять и прицеп, и автодом. Но больше подходят модели на базе грузовых и полугрузовых авто. Особое внимание стоит тогда обращать на подвеску и клиринг, а еще на прочность и надежность сборки салона/прицепа. Это если вы любите ездить в глубинке и грунтовки вам не в новость. Если планируете ездить только по трассам, можно смотреть и менее проходимые модели.

Стоит сказать, что путешествовать в автодоме по России не слишком удобно, так как инфраструктуры нет. Есть, конечно, организации, которые организуют подобные туры и обеспечивают точки «дозаправки». Но это уже не одиночное путешествие и ни о какой автономности и самостоятельности речи нет.

Это что касается использования дома на колесах в России. Если же вам он нужен для путешествий по Европе, то тут ограничений по «проходимости» нет, так как дороги отличные везде. Но снова-таки встает вопрос о целесообразности владения. До границы надо еще доехать, а «кушает» дом на колесах прилично в любой модификации. Так что расходы на бензин более чем… Многие приходят к решению — доезжать до определенной точки, а там брать дом на колесах в аренду. Этот вариант получается ничуть не дороже, зато намного удобнее.

Эта модель разрабатывалась для пампасов — немецкий Bimobil

В любом случае, если у вас пока нет опыта путешествий в автодоме, но очень хочется его иметь, арендуйте машину или прицеп, проведите пару недель в путешествии. Тут ваше решение и оформится. Заодно точно определитесь с характеристиками и опциями которые вы хотели бы иметь.

Кемперы — набор возможных удобств и обслуживание в дороге

Начнем с того, что такой дом на колесах имеет большие размеры. Длина — от 6 метров, ширина — 220-230 см, высота — не менее трех. Если раньше вы такие машины не водили, потребуется время чтобы привыкнуть к управлению таким большим и тяжелым автомобилем. Сложности могут возникнуть при парковке — требуется два парковочных места, а также свободное пространство для маневра. Кемперы бывают «летние» — без утепления и «зимние» — с утепленными стенами. При равных параметрах ширина вторых больше на 5-10 см — за счет большей толщины стен.

Фургон для путешествий может иметь разную «начинку» и комплектацию

Внутри дом на колесах на основе автобуса или микроавтобуса может иметь такие системы обеспечения:

  • аккумулятор для салона;
  • внешняя сеть на 230 В;
  • запас воды;
  • газовые баллоны (обычно 2 шт) для обеспечения работы небольшой плиты, подогрева воды и некоторых других систем.

Внутри могут быть душ с водонагревателем, туалет (с биотуалетом), кухня с газовой плитой и холодильником, воздушный обогреватель и несколько спальных мест — от двух до шести. При рациональном использовании ресурсов дом на колесах может автономно существовать дня два-три. Быстрее всего расходуется запас воды. В базовой комплектации запас жидкости рассчитан на сутки, при экономии его может хватить на сутки с половиной. Потому, при выборе места парковки, обращайте внимание на возможность пополнения запаса воды или возите с собой дополнительную емкость. Второй ресурс, который быстро исчерпывается — заряд аккумулятора. Решается проблема наличием генератора (бензинового или дизельного).

Есть стоянки, предназначенные для кемперов, в которых автодом может подключатся к сети при помощи переноски. На таких площадках торчат столбики с розетками. К ним и подключают дом на колесах (за отдельную плату).

Обслуживание во время путешествия

Во время путешествия в автодоме приходится следить за наличием воды. Запас нужно пополнять, а использованную воду сливать (есть специальная емкость, которая опорожняется через сливное отверстие). Уровень воды обычно контролируется на панели водителя (индикаторы) и на панели в салоне.

Еще одна операция обслуживания — очищение и заправка . Емкость надо опорожнить (в Европе есть специально отведенные места на кемпингах) и заполнить средствами в зависимости от типа. Так что нужны в дороге еще и средства для биотуалета и забывать их нельзя. Как часто необходимо проделывать эту операцию? Раз в два дня при регулярном использовании и раз в неделю при использовании только в случае крайней необходимости.

В кухонном отсеке обычно размещают два газовых баллона. Один рабочий, второй — резервный. Газовые баллоны подключены не только к плите. От них еще поступает газ для подогрева воды в душе, на воздушный обогреватель. Также газ обеспечивает работу холодильника. Если баллоны заправлены полностью, их хватает недели на две умеренного использования.

Состояние электросети салона дома на колесах отображается на специальной панели, которая находится обычно над входной дверью. Иногда тут же выведены индикаторы уровня воды. На этой панели включается/отключается питание салона. Есть тут возможность проконтролировать уровень заряда аккумулятора автомобиля и салона (их два). При низком заряде включается световая сигнализация (красная лампочка). Свет есть надо кухонным отсеком, при входе в санузел, есть несколько ламп по салону, у каждого спального места есть отдельные светильники с выключателями.

Общее устройство и эксплуатация

Центральное место в салоне — стол со скамейками. Количество посадочных мест зависит от «человекоемкости» модели. Напротив стола обычно размещается газовая плита и мойка. И плита, и мойка закрываются крышками — получается рабочая поверхность. Рядом с плитой размещены две-три розетки на 230 В. Они работают только если кемпер подключен к сети через переноску. Тут же стоит холодильник. Обычно он работает от аккумулятора или от сети, но в некоторых моделях может работать и от газа. Для выбора источника питания есть переключатель. Можно поставить какой-то определенный или выбрать режим «авто», в котором агрегат сам решает, от какой сети ему питаться.

Если есть воздушный обогреватель. Есть два вариант — газовый и дизельный. Работать обогреватель может в двух режимах: летнем и зимнем. На летнем режиме включен только подогрев воды (от 40° до 60°), в зимнем еще подогревается воздух. Температура воздуха в салоне регулируется отдельной ручкой. Количество режимов зависит от модели, но обычно их не менее пяти. Воздух подогревается при помощи конвектора, который разогревает небольшой объем в считанные минуты. Отключение и включение конвектора происходит автоматически — по показаниям термодатчиков, которые находятся в салоне.

Если дом на колесах имеет туалет и душ, этот отсек отгорожен. В обычном состоянии доступны туалет и умывальник, шкафчик для всякой мелочи. Для принятия душа надо «вынуть» створки душевой кабины. При этом они прикроют дверь, умывальник утопиться в стену, места станет чуть больше, но все равно не слишком просторно. Так как запас воды очень ограничен, душем, как правило, пользуются редко.

Спальные места, окна и шкафы

Кемпер — наиболее комфортный дома на колесах. В нем достаточно места для полноценного отдыха. Количество спальных мест зависит от модели. Есть автодом на двух человек, есть на шесть, соответственно количество спальных мест разное. Но, в любом случае, отдохнуть можно с достаточным уровнем комфорта. Спальные места могут располагаться:


Дом на колесах имеет несколько окон, которые закрываются жалюзи. Могут открываться на проветривание. При движении они должны быть закрыты, но на стоянке при дневном свете дают достаточно света, а открыв все окна, можно быстро проветрить салон.

В верхней части располагаются шкафчики с полочками для вещей и посуды. Все дверки имеют замки — чтобы вещи при движении не вылетали. Чтобы при маневрах посуда не грохотала, в такие шкафчики перед началом движения желательно укладывать что-то мягкое и упругое (махровые полотенца, например).

Краткий обзор домов-прицепов

Дома-прицепы еще называют дача на колесах. Потому что есть модели со всеми удобствами. Такой дом на колесах можно поставить на тех участках, где строительство не разрешено. Зарегистрирован он будет как жилой прицеп, так что не попадает под сферу деятельности наблюдающих организаций. Есть модели передвижных домов в прицепе только с минимумом — спальные места и обеденная зона. Тут уж каждый выбирает под свои требования. Бывают прицепы-дома нескольких типов.

Это тоже дом на колесах в прицепе … Futuria с бассейном, гаражом для спортивного автомобиля, гостиной и спальней

Стационарный прицеп жесткими стенками

Такие прицепы есть на разное количество спальных мест — от 2-х до 6-ти. Длина — от 3,6 метров, высота — от 2,5 метра, ширина — от 2,2 м. Могут быть с утеплением и без. По набору удобств может не уступать автодому: кухня с мойкой и холодильником, санузел с душем и биотуалетом, обогрев помещения. Но такой набор может быть только в немаленьком по размеру прицепе.

Дом на колесах в прицепе — разрез и одна из возможных планировок

Самые простые модели могут обеспечить только место покушать и поспать. И учтите, что во время транспортировки находится в прицепе нельзя. При выборе, кроме набора удобств, обращайте внимание на массу (с загруженной водой, газом и т.д.). Вам надо оценить, сможет ли ваше авто перемещать такую массу.

Прицеп-палатка

Этот тип раскладного дома на колесах. Практически все они — для летней эксплуатации, так как утепления нет. В сложенном состоянии высота прицепа чуть более метра. По количеству «комнат» и спальных мест они бывают разными. Спальные места обычно организуются в самом прицепе, а остальные помещения под тентом, который располагается на грунте. Комплектуется такой дом на колесах обычно небольшой газовой печкой и мойкой. Печка подключается к баллону с газом, вода в мойку подается при помощи маленького погружного насоса, который опускают в емкость с водой. Есть три разновидности:


В этой категории своя иерархия цен. Мало того что отличаются они по размерам и количеству спальных мест, есть еще значительная разница по материалоемкости, что неизменно отражается на цене. Самые дорогие — прицепы-палатки с жесткими стенками и крышей. Остальные две категории примерно равны по стоимости.

Прицеп на полугрузовик

Этот дом на колесах называют «нашлепка». Все потому, что он ставится в полуприцеп определенных моделей машин — с открытым багажником. Часть его нависает над кабиной, часть находится в кузове, и еще небольшой «хвост» свисает сзади.

Такие модели у нас пока редкость, да и за рубежом их не так много. Для владельцев полу-грузовиков очень неплохой выход.

И что выбрать?

Передвижной дом на колесах в прицепе — это неплохой выбор, если у вас есть авто с мощным двигателем, которое в состоянии тянуть немалую массу. Такой агрегат стоит раза в два-три меньше кемпера (фургона для путешествий) Но при подборе обращайте внимание на общую массу и длину каравана. При превышении норм необходима другая категория водительских прав. И имейте в виду, что большая часть прицепов не рассчитана на езду по бездорожью. Есть модели и для плохих дорог, но ценник у них гораздо выше.

Прицеп-палатка — это уже менее комфортный отдых, но большее количество моделей, которые можно тянуть по бездорожью. Они — отличная замена обычной палатке. Спать-то лучше в прицепе, а не на земле. А отдыхать готовить, купаться, можно и под тентом.

Что еще почитать